20.10.2011 | Арт
Все очень простоОбъявлен шорт-лист Премии Кандинского.
По результатам выставки в московском Центральном доме художника номинантов Премии Кандинского-2011, крупнейшей в России (призовая сумма 57 тысяч евро) премии в области современного искусства, которые вышли в финал согласно решению экспертного совета, международное жюри объявило шорт-лист премии – по три автора в каждой номинации. Имена лауреатов озвучат 14 декабря на торжественной церемонии, но предварительные итоги уже дают почву к некоторым обобщениям. Только тут и обобщать-то нечего.
До конца недели желающие еще могут посмотреть выставку в ЦДХ, остроумно придуманную и красиво сделанную. Но логика жюри, которому нет дела до самой экспозиции, уже ясна.
В номинации “Проект года” (40 000 евро) соревнуются ветераны концептуального искусства Иван Чуйков и Юрий Альберт, каждый из которых заслужил награду: первый – за эстетизм, подкрепленный интеллектом, второй – за интеллектуализм, подкрепленный цинизмом.
Третьей в упряжке работает Ирина Корина – и в качестве гендерного дополнения, и в качестве уже добившегося статуса классика автора из нового поколения, и в качестве отменного инсталлятора (хоть ее пластилиновый “Показательный процесс”, претендующий на премию, представляется работой невнятной, как сама пластилиновая масса, вытекающая из металлической конструкции).
В номинации “Молодой художник” (10 тысяч евро) жюри выделило фотосерию Леонида Комиссарова “Московские кинотеатры”, умилившись ностальгией юного парня по советской архитектурной специфике (бренд “Назад в СССР” теперь стал трендом), нарочитый формализм поп-артистского проекта воронежского воспевателя китайской бытовой техники Николая Алексеева “Найденные ландшафты” и –
кто бы сомневался – скабрезный видеофильм Полины Канис “Яйца”, где феминистский дискурс сводится до уровня мультфильма “Ну, погоди!”
В номинации “Медиа-арт” (7 тысяч евро) женщины победили окончательно, а то ведь принято считать, что перед компьютером обычно сидит мужчина, предпочитая дисплей супружеским обязанностям. Сильная работа дагестанского художника Таус Махачевой “Пуля” (она стреляет в песок, а потом вырывает позолоченную гильзу) действительно выше всякой иронии. Сборник неподдельных рассказов “Боль” с незримым эпиграфом “Все мужики – сволочи” Марины Винник так и просился в шорт-лист. Сложный проект Анастасии Рябовой, создавшей интернет-архив современного искусства на основе частных коллекций художников, к самому искусству отношения не имеет, но трудолюбие в режиме новых технологий должно быть оценено по заслугам.
Так что логика ясна. Но ведь это хоть и правильно, но скучно. Формализм, феминизм, концептуализм за выслугу лет, чуть-чуть политического подтекста, воспоминания об СССР – и все можно соединить в одном бокале. А смешивать, взбалтывать или подавать, сохраняя разноцветные слои коктейля, – уже неважно. Рецепт ясен.
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».
Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.