публикация:
Стенгазета
Текст: Мирослава Тырина
Первый день «Читок» открылся лекцией петербургского композитора Владимира Раннева, а завершился индивидуальными занятиями с ним и с доцентом Московской Консерватории Ольгой Бочихиной. В центре, конечно, главное событие – собственно читки с листа участников Московского Ансамбля Современной Музыки (МАСМ). Играли пьесы молодых композиторов из разных городов России – Казани, Ростова-на-Дону, Саратова, Питера и Москвы.
«Я могу сказать не как музыкант, а как гражданин» – скрипач Роман Минц во время «Читок» обычно давал комментарии по поводу приёмов и исполнительских техник, но после пьесы «Житель Камчатки забил собутыльника табуретом» Вадима Генина не удержался и высказался о художественной, идейной составляющей произведения. Поговорили о том, в чём разница между тонкой иронией и плохим вкусом, академической музыкой и застольным каламбуром. Интересная, но жёсткая дискуссия об этой пьесе вызвала размышления по поводу выбранных для исполнения вещей.
Сыгранные в первый день «Читок» сочинения молодых композиторов оказались очень разными – не только по стилю письма, но и по уровню. Наряду с профессиональными зрелыми произведениями прозвучало несколько ученических работ. Огромную разницу в уровне слышали и сами композиторы, и слушатели, подтверждал эти впечатления и дальнейший разбор музыкантами пьес. Корректно ли было приглашать композиторов с настолько разным уровнем, чтобы так наглядно показать эту разницу? Что получают от этого молодые авторы, которые ещё только учатся овладевать базовыми техниками композиции, а не ищут свой путь в современной музыке?
Здесь есть и другой вопрос. Может ли вообще произведение прозвучать так, как задумывалось, если сыграно оно с листа и без репетиции с композитором? Какие-то сочинения – могут. Это были мелодичные и очень простые по материалу Соната для виолончели и фортепиано Анастасии Богомаз, «Житель Камчатки забил собутыльника табуретом» Вадима Генина и «Инь-Ян» Екатерины Тарасовой.
Но не все пьесы можно сыграть без репетиций. Есть сложные по языку, чётко выверенные сочинения с использованием большого количества приёмом и техник, хорошо сыграть с листа их просто невозможно для музыканта любого уровня. Такие вещи были и на читках – это тонкая, с большим количеством приёмов Voice of the wind Елены Вайнбег и сложное интеллектуальное техно Minimal Кирилла Архипова. Выигрывает ли композитор от такого неточного исполнения? Получают ли зрители корректное представление о его музыке? Да, суть проекта не в концертом исполнении, а именно в его «Читке», но тогда уместны ли комментарии музыкантов композитору в таком случае?
После исполнения музыканты и директор ансамбля Виктория Коршунова свободно беседуют, легко перекидываются шутками с Владимиром Ранневым. Всё это создаёт такую особую атмосферу, которую генерируют люди, собравшиеся поиграть в своё удовольствие, для себя и немного для публики. А как же молодые композиторы? Композиторы в эту систему дружеского общения не включены. Они только вынуждены оправдываться за неточности в записи или современной нотации, которой, кажется, и пришли сюда учиться.
Дополнительно:
Как в один из дней сказала Виктория Коршунова, слово «Читки» придуманы «для красного словца», но это как раз это сбивает с толку и становится причиной возникновения такого количества вопросов.
Формат читок пришёл из театральной сферы, существует он уже давно и является одной из важнейших форм работы. Как проходят читки в театре? Режиссёр выбирает пьесу (она может быть современной или классической), и в течение какого-то времени работает над ней с актёрами. К этой работе могут подключиться даже композитор или художник, хотя это необязательно. После проходят публичные «Читки» выбранной пьесы – уже срежессированной и отрепетированной, хотя и ещё не готовой к премьерной постановке. Конечно, такой формат предлагает репетиции, иначе артистам и режиссёрам просто нечего выносить на сцену, какими бы профессиональными они ни были. «Композиторские читки» в этом смысле совсем не читки – а нечто другое. И другой формат, когда пьесы играются с листа без единой репетиции, безусловно, возможен, только если он назван своим именем, иначе это может ввести в заблуждение.
***
«МАСМ – Московский Ансамбль Современной Музыки – независимый профессиональный коллектив, объединивший ведущих российских музыкантов – экспертов в области современного исполнительского искусства. Созданный в 1990 году композитором Юрием Каспаровым при непосредственном участии лидера российского авангарда Эдисона Денисова, МАСМ стал первым российским ансамблем, нацеленным на продвижение музыки XX и XXI веков и поддержку современных композиторов.
Базовая структура МАСМ – квинтет (флейта, кларнет, скрипка, виолончель, фортепиано), при этом состав часто расширяется до большого ансамбля и камерного оркестра. Благодаря квалификации и опыту музыкантов арсенал ансамбля включает произведения самых разных эпох от барокко до наших дней, уникальные программы, эксклюзивные инструментальные версии. Однако основной задачей коллектива является представление актуального творчества российских и зарубежных композиторов, включая молодых авторов – на его счету более 1000 российских и мировых премьер».