публикация:
Стенгазета
Текст: Анастасия Деткова
Фильм «Паразиты» режиссёра Пон Чжун Хо, завоевавшем, кажется, большую часть всех котируемых в киномире наград, строится на простой коллизии: бедная семья Кимов пытается высосать из богатой семьи Паков всё, что только поддаётся поглощению. Занять все рабочие места в их шикарном доме членами своей семьи — done! Выпить их алкоголь, съесть их (иногда собачью, но всё равно вкусную) еду — done! Помечтать, что станешь членом их семьи, и будешь жить в богатом доме — done! Воплотится ли последнее в жизнь?
В строго иерархичном обществе Южной Кореи — вряд ли. Отсутствие работающих социальных лифтов, устоявшиеся правила отношений между высшим и низшим сословиями, неуверенность в собственной состоятельности у Ки У, сына главы семейства Кимов, да и в конце концов несмываемый запах — всё это непреодолимые преграды на пути предприимчивой семьи Кимов. Как будто всё Мойрами предопределено: родился в подвале — будешь жить в подвале до конца дней своих, родился богатым — никогда не будешь беспокоиться о деньгах.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.
Такое двойное сокрытие подчёркивает непересекаемое разделение двух миров — солнечного внешнего, где как будто есть потенция к изменению, и тёмного, статичного, скрытого от посторонних глаз. Как и сестра Грегора Грета, пытающаяся помочь своему брату, член семьи будет стараться спасти безмолвного узника, которому из всех языков остаётся только не совсем даже человеческий — азбука Морзе. Фильм как бы экранизирует первую половину повести Кафки. Мы все знаем, чем она закончится, — и можем переложить её финал на фильм Пон Чжун Хо. Или можем поверить, что спустя чуть более ста лет возможен другой исход таких метаморфоз.
Что бы мы ни выбрали, необходимо констатировать, что «Паразиты» достойны просмотра. Хотя бы для того, чтобы решить, может ли скудность жизни стать оправданием паразитирования. Дальше — могут ли одни паразиты быть больше достойны света, чем другие? Достаточное ли мы с вами, сидящие в бесперебойном вай-фае, имеем представление об этой жизни, чтобы выносить такие суждения как априорные? Да и в конце концов, так ли прав был относительно благополучный Кант, формулируя свой высший принцип нравственности: «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого так же как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству»?
Дополнительно:
Сравнение «Паразитов» с «Магазинными воришками» и о том, какой путь предлагает Пон Чжун Хо к Эдему, — в тексте Зинаиды Пронченко
Как по монтажным склейкам и цветовой схеме понять замысел режиссёра «Паразитов» — в аналитическом видео «Кинопоиска»