публикация:
Стенгазета
Текст: Наташа Берновик
В Петербурге на нескольких независимых площадках проходит ретроспектива Игоря Межерицкого - художника, умершего в конце июля от коронавируса. Первые две из четырех задуманных выставок, посвященных его памяти, открылись в галереях «Люда» и «Свиное рыло».
Игорь Межерицкий (1956–2020) переехал в Ленинград из Ростовской области. Он учился на отделении театральной режиссуры института культуры и искусств, но уже с 1990 стал заниматься живописью. В 1994 вместе с художником Дмитрием Алексеевым Межерицкий основал «Цэнтр Тижолава Изкуства». Руководствуясь принципами антиэстетизма и антиинтеллектуализма, они создавали работы, в которых сочетался примитивизм ар-брют, экспрессивность новых художников, а также тупость, бодрость и задор некрореалистов. И кажется, что именно такое - гротескное и злое искусство лучше всего передавало дух лихих 90-х, было по-настоящему современным.
Но 90-е закончились, а творчество Межерицкого осталось прежним. Его герои с перекошенными лицами и в нулевые, и в десятые нюхали кокс с крышки унитаза, устраивали уличные перестрелки, ставили кого-то на счетчик, выясняли отношения с полицией и выбрасывали части тел в мусорные баки. В оставшееся время они были заняты совокуплением с людьми и животными в мыслимых и не очень позах. Выглядело все это не страшно и не соблазнительно, а прямо скажем смешно. Все работы Межерицкого - живопись, коллажи и афиши, можно было бы охарактеризовать его же термином. Это всегда «комедия положений», где последнее слово обозначает и расположение тела в пространстве, и ситуацию, некий сюжет, переплет, в который герой попадает.
Выставка «Цветок и нож» (галерея «Люда») посвящена, пожалуй, самой интересной составляющей творчества Межерицкого. Это переработка рекламных афиш, так называемый «хард-джампинг», изобретенный художником во второй половине нулевых. Реклама изымалась из уличного пространства и трансформировались так, словно некий анонимный «благожелатель» разоблачал обман, тщательным образом скрываемый капитализмом. Изменение претерпевало как изображение, так и сопровождающий его текст. В этом было что-то, напоминающее стихийную реакцию простого человека, который, наученный все теми же 90-ми, больше не поведется на «разводку». Глас народа в этих работах напоминает комментарии интернет-троллей, а в сочетании с изображением - протомемы. Мнение высказывалось относительно биографии и сексуальной ориентации певцов и актеров, сюжетов произведения, подлинного содержания той или иной услуги, или вкуса пива. Важно, что Межерицкий работал с очень крупными афишами, которые иногда переделывал прямо на улицах, где они и оставались, бросаясь в глаза и создавая сбои в работе матрицы потребления.
«Агрессия и конфликт» в «Свином рыле» сосредотачивается в основном на живописи Межерицкого эпохи нулевых и начала десятых (в последние годы он перестал заниматься искусством). В способе изображения персонажей гораздо заметнее, чем на афишах, влияние Пикассо-кубиста. Сюжеты все так же строятся на перекрестье эроса и танатоса, цветовая гамма неизменна - яркие цвета, зачастую плохо сочетающиеся друг с другом. В отсутствии текстового сопровождения картины кажутся не такими дерзкими, как афиши. В целом, живопись Межерицкого выглядит гораздо скучнее и однообразнее его переработок и коллажей. Больше всего она напоминает трэш-анимацию в духе психоделической «Тюряги» или примитивной «Пол-литровой мыши».
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».
Дополнительно:
С 2004 по 2006 год Межерицкий входит в художественное объединение «Паразит», из участников которого затем была сформирована группировка «ПРОТЕЗ», куда помимо Игоря Межерицкого входил книжный график Александр Вилкин (1982) и искусствовед Григорий Ющенко (1986). Вилкин и Ющенко, начинавшие как стрит-артисты, стали учениками Межерицкого и словно разделили между собой основные составляющие его поэтики. Вилкин сосредоточился на сексуальном, а Ющенко на социальном аспектах.
В Петербурге ретроспектива Игоря Межерицкого продолжится на площадках галереи «Борей» - «Pungent stench» (25-29.08.2020) и «Navicula Artis» - «Classica plus brutal» (12-20.09.2020). В Борее можно будет увидеть живопись и коллажи Межерицкого 1990-х годов, а в «Navicula Artis» - его кураторские проекты «Мой Пушкин» и «Преступление и наказание», в которых он руководил командой непрофессионалов, создававших циклы работ по его сюжетам.
В конце сентября (24-30.09.2020) лучшие работы Игоря Межерицкого можно будет увидеть в Москве. Выставка, название которой еще не анонсировано, пройдет в Зверском центре современного искусства.
Ретроспектива Межерицкого в обоих городах подготовлена Дмитрием Алексеевым («Цэнтр Тижолава Изкуства») и Григорием Ющенко (группировка «ПРОТЕЗ»).