Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

14.02.2013 | Арт / Литература

Кладовая Пришвина

4 февраля 1873 года (по новому стилю) родился Михаил Михайлович Пришвин — писатель, философ, фотограф

Для нас Пришвин так и останется автором «Лисичкина хлеба», «Кладовой солнца» и даже «Ленина на охоте» — произведений, знакомых каждому советскому школьнику. И выставка в Детской библиотеке с чудесными иллюстрациями Чарушина, Дейнеки и других классиков называется, как хрестоматийный рассказ — «Моим молодым друзьям». В нем Пришвин прикидывается бывалым охотником, оставаясь поэтом в душе. Но это увлечение было видом эскапизма, бегством от мира. Своеобразный опыт соединения с природой одного из самых загадочных русских мыслителей, поклонника Гёте и Владимира Соловьева. Когда-то из елецкой гимназии Пришвина выгнали потому, что он плевался в учителя географии Василия Розанова. Потом они встретились в Петербурге — и Василий Васильевич, блистательный публицист и мыслитель, все простил ученику. А тот — нет. «Розанов — послесловие русской литературы, я — бесплатное приложение. И все…» Мудрых «декадентов» Пришвин отвергает: «Не будь мужика в России, да захолустного попа, да этих огромных просторов полей, степей, лесов — то какой бы интерес был жить в России».

В старости он напишет еще пронзительнее: «Каждому надо иметь срок возраста жизни и право на знание». Лучшее у него — это дневники, которые писатель вел с 1914 по 1954 год. Сам Пришвин именно превращение собственной жизни в каждодневный текст считал своим лучшим произведением.

«Жизнь — есть путешествие. Немногие это сознают…» — так называется, согласно цитате из классика, юбилейная выставка в Доме-музее Михаила Пришвина в Дунине, на деревенской даче писателя под Звенигородом, филиале Государственного Литературного музея. В сакральные пространства кабинета, столовой, комнаты жены внесла свои произведения Ирина Затуловская, автор минималистических картин на странных предметах — деревяшках, железяках, хранящих память о своих безызвестных хозяевах. Тут нет специальных посвящений Пришвину, но присутствует та иносказательность, которая стала главным приемом писателя. Вроде бы пейзаж, а на самом деле — микрокосмос. Натюрморт — а речь о судьбе человека. Все вместе — о нашем земном уделе, который есть путешествие во времени в один конец. А Пришвин и Затуловская, несмотря на разницу в эпохах, синхронно убеждены: в бесконечность. 



Источник: "Культура", 03.02.2013,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
09.09.2020
Арт

Как уральские художники захватили Москву

В экспозиции довольно очевидно раскрываются несколько "уральских" тем. Первая из них – тема индустриального города. Уральский фотограф Фёдор Телков в своей фотосерии «36 видов» запечатлевает виды гигантских терриконов под названием «Капитальная 1» и «Капитальная 2», оставшихся после производства по добычи меди в городе Дегтярске.

Стенгазета
12.06.2020
Арт

После смерти

Весь мир становится как будто большой мастерской, где каждый художник творит, вдохновляясь тем, что появляется сейчас или уже было создано. В работе Егора Федорычева «Дичь» на старом рекламном баннере в верхней части нанесены краской образы картин эпохи Возрождения, которые медленно стекают вниз по нижней части работы.