публикация:
Стенгазета
Текст: Анна Голенко
Наушники – как инструмент, помогающий прислушаться к самому себе. А в наушниках – истории, они в деталях не совсем о тебе, но эмоционально откликаются, вызывают улыбку, слёзы, радость.
Прожить такой опыт, абсолютно новый для Сатки, в необычном формате стало возможно благодаря идее режиссёра Антона Лапко, который в прошлом году запустил театр игр и путешествий, первый аудиопроект которого – иммерсивная игра.
Действие не привязано к месту – оно может проходить на природе, в парке, в помещении, также неважны внешние события или локации. Игра проводится для групп, при этом каждый участник получает индивидуальный опыт, потому что голос в наушниках обращается к каждому на «ты».
В игре есть элементы инструкции – когда закрыть/открыть глаза, найти удобное место, взять за руку или обнять других людей рядом. Но при этом главное – это обращение к фантазии самого слушателя.
Текст – полностью авторский, прочитанный режиссёром. И работает он только в связке с музыкальным и звуковым оформлением. Концептуальной истории со сложными сюжетными ходами здесь нет. Создавая текст, Антон Лапко отталкивался от среднестатистического опыта 20-30-летних, но при этом у игры нет возрастных ограничений.
«Быть в моменте» – главный лейтмотив. Оставаясь физически в одном месте, голос переносит в разные моменты жизни. Переходы от одной ситуации к другой – хронологические. Из детства через юность к нам сегодняшним.
Текст и музыка в наушниках достают из лабиринтов памяти трогательные истории из детства и юности. Голос предлагает провести лето у бабушки в деревне, прыгать с другом по лужам, пережить боль от расставания с первой любовью, подростком отмечать Новый год с друзьями, загадать желания под бой курантов. Несмотря на то, что характеристики ситуаций довольно общие, каждый вспоминает что-то своё. Например, я не проводила лето у бабушки в деревне, но в этом моменте вспомнила свою прабабушку и её самые вкусные на свете шаньги.
Ориентированность прежде всего на своё поколение (Антону – 27 лет) наиболее ярко проявляется в подборе актуальной популярной музыки – группы «Звери», рэп-исполнителей Джарахов & Markul. Также в звуковом сопровождении много звуков природы.
Поход на игру напоминает пролистывание семейного альбома. Какие-то моменты, о которых мы забываем в повседневной жизни, можно прожить вновь.
Пережив этот опыт, каждый возвращается к себе сегодняшнему. И первый же вопрос: а сбылось ли то желание, загаданное в Новый год? Из настоящего голос отправляет в будущее – а какие у тебя новые мечты? На этом моменте игра заканчивается.
Как ни назови это событие по форме и содержанию, но его ценность в том, что он напоминает нам о важных моментах нашего прошлого. И, пусть и банальность, посвящён тому, что самое главное в жизни – это люди, то, какие эмоции мы испытываем рядом с ними.
Дополнительно:
Антон Лапко – профессиональный режиссёр, занимается современным театром. С любительскими коллективами поставил спектакли «Кто-то за дверью» (2018) и «Опыты над случаем» (2019). В 2019 году создал театральной действие «Я (не) вернусь в Сатку» на основе эссе реальных старшеклассников. В том же году запустил Театр игр и путешествий. «Иммерсивная игра» – первая из трех аудиопрограм, запланированных на 2021 год.