И уже все так привыкли к Церкви молчащей… Но вот лед тронулся. И спайка церкви с государством дала трещину, да. Если только всех подписантов не повесят в ближайшие дни на Сенатской площади (вот уже самарских священников вызывают "на беседы"), того доверия уже не будет. Власти придется задуматься о новом «милом друге».
Архиепископ Симферопольский и Крымский Лука — фигура легендарная, известная во всем мире — в Греции, например, ему посвящено больше церквей, чем в России (около сорока). Подвижник, отсидевший 11 лет в сталинских тюрьмах и лагерях, но ни разу не согласившийся отказаться от сана. Его проповеди составили 12 томов. И ученый, ухитрявшийся писать свои труды, принимая в иные, самые напряженные периоды, до 100 больных в день.
2017 год отличался небывалым накалом религиозных страстей. Начался он с суда над преподавателем йоги Дмитрием Угаем, обвиненным на основании «пакета Яровой» в незаконной миссионерской деятельности. Потом Наталья Поклонская, недовольная тем, как отнеслись к ее жалобе на фильм «Матильда» в прокуратуре Санкт-Петербурга, направила сразу два новых запроса — Генпрокурору и в Министерство культуры...
Начавшаяся в России «борьба с космополитизмом» — выявление «иностранных агентов» охватывает все новые и новые пласты общества — еще не приобрела форму антисемитизма, но вот, пожалуй, первая серьезная заявка на возможное развитие властного тренда в этом направлении.
Мало кто выдерживал на этой стройке больше двух-трех месяцев. Однако брат бабушки погиб по другой причине: как-то ночью он забежал домой и сказал, что будет просить, чтобы его перевели в другое место — нет сил жить рядом с домом и не иметь возможности там бывать. На следующей день семья узнала, что ночью его расстреляли у того самого шлюза, который он строил: кто-то из соседей донес.
Государство и официальная церковь теряют монополию на символический капитал. На авансцену выходят радикалы-одиночки, которые не встречают должного сопротивления и не сегодня-завтра начнут собираться в отряды. И это логичный итог церковного строительства, пренебрегающего миссией и катехизацией, культивирующего своего рода христианство без Христа.