публикация:
Стенгазета
Текст: Анна Быканова
В конце 90-х французский художник Эмманюэль Гибер познакомился с Аланом Коупом – пожилым американцем, пустившим корни в Европе. Завязавшаяся между ними дружба вылилась в совместную работу – Гибер превратил рассказы Коупа о его жизни в графический роман «Война Алана». К сожалению, заглавный герой не дожил до выхода книги, художнику пришлось заканчивать всё одному, пользуясь диктофонными записями и фотографиями, посещая упомянутые места и знакомых. Но, в конце концов, история Алана Коупа находит своего читателя и приносит автору мировое признание.
В названии комикса есть слово «война», но сражения под звёздно-полосатым знаменем, подвиги и ужасы передовой – последнее, что можно в нём найти. Если сравнивать с сериалами, это скорее «Госпиталь МЭШ», чем «Братья по оружию». Юный Алан был призван в армию на пороге Второй мировой войны, провёл много времени на учениях, попадал в опасные ситуации, но за годы службы толком и не повоевал – основные действия происходили либо где-то далеко, либо совпадали с учебными миссиями, либо и вовсе заканчивались на полпути к линии фронта. А опасные ситуации были отчасти даже комичными: чуть не убила крона дерева, сбитого его же танком, пьяный командир едва не напал с ножом, но присмирел и развернулся, а медаль «Пурпурное сердце» (за боевое ранение) Коуп получил за падение из окна сарая.
Вся книга состоит из таких небольших историй, меньше о войне, больше о самом Алане: его опыте, впечатлениях, встречах с разными людьми. Всё военное в комиксе ограничивается армией и её порядками. Ни происходящее на фронте, ни сторонние события напрямую не затрагивают его жизнь, ограничиваясь лишь сводками и слухами. В какой-то момент война и вовсе уходит на задний план, и у Алана начинается не менее насыщенная гражданская жизнь.
За 300 страниц «Война Алана» вряд ли порадует напряжёнными моментами, но комикс не скучно читать. Алан оказывается настолько хорошим рассказчиком, а Эмманюэль – талантливым художником, что даже рассказы об использовании гранатомёта или вождении танка не выглядят сухой инструкцией со стрелочками и пунктиром. Весь комикс отрисован тушью, что в одних моментах позволяет добиться фотографической точности, в других – нарочитой небрежности. Персонажи похожи то на реальных людей, то на клонов Тинтина, а кадры то изобилуют деталями, то превращаются в пятна. Создаётся впечатление, что просматриваешь задетый временем фотоальбом.
В комиксе много текста, порой он занимает целую страницу, но его трудно отделить от рисунка без заметных потерь. Слова Алана, как «голоса» книги, важны именно в первозданном виде – со всеми паузами, смешками и забывчивостью. Автор старается добиться эффекта, что он всего лишь посредник этой истории, как если бы он передавал её электрическим пером.
Жанр комикс-биографии удивителен тем, что способен превратить даже самую обычную историю человека в настоящий эпос. Даже если главный герой не освобождал города, это не значит, что в его жизни не было ничего значительного, хотя бы для самого себя. При внушительном объёме и обманчивом названии, «Война Алана» – довольно жизнеутверждающая история взросления не самого выдающегося, но определённо хорошего и интересного человека. Она потребует усидчивости, но дошедшие до конца будут вознаграждены: как минимум фотографиями и цветными вставками, почти всегда – полезным читательским опытом. Возможно, Эмманюэлю Гиберу всё-таки стоило озаглавить книгу «Жизнь Алана», но кто будет читать комикс с таким скучным названием?
Дополнительно:
В 2020 году Эмманюэль Гибер совместно с коллективом Vision Fugitive записал альбом «Музыка Алана» (La musique d'Alan) – полноценный саундтрек к комиксу «Война Алана» и двум последующим книгам «Детство Алана» и «Марта и Алан». В альбом вошли 16 композиций и 16 рисунков, которые Гибер сделал во время записи. Презентация состоялась на персональной выставке Гибера в Академии изящных искусств (для художников это всегда – высший пилотаж, и Эмманюэль стал первым автором комиксов, удостоившимся такой чести).
Подробнее: https://youtu.be/aq8byoRGNhA