29.07.2011 | Диски
Thee PhysicalТанцы для умных, сделанные на неумном материале
Превыше всех своих кумиров житель Денвера Трэвис Эгеди, взявший себе имя Pictureplane, чтит Дженезиса Пи-Орриджа — вот и новая его пластинка, если вникнуть в треклист, посвящена преодолению человеческой физиологии по заветам учителя: «Trancegender», «Body Mod», «Post Physical»; тело как улика. Учитывая, что продукция Pictureplane проходит по ведомству впередсмотрящей дискотеки, можно было бы счесть это просто кокетливым подмигиванием — и ошибиться. История электронной музыки последних лет (и не только последних) может быть точно описана как череда мутаций — и Эгеди просто-напросто проецирует эти мутации с музыки для тела на само тело.
Проекции получаются захватывающие, тем более что и материал для препарирования выбран неочевидный. Если на предыдущем альбоме Pictureplane методами нарезки, затормаживания и зашумления были затейливо сведены вместе поминки по рейву и витч-хаус, то здесь Эгеди берется за еще более неблагодарную материю — а именно за евродэнс с его анаболическими припевами и оголтелыми клавишными, за музыку, которая сейчас вызывает ностальгию пополам со жгучим стыдом. Автор тут взламывает жанр изнутри, кромсает его тупыми ножницами, сводит вместе реальную фактуру и собственные фантазии (архивные семплы соседствуют с пением самого Эгеди и его друзей вроде Zola Jesus), для пользы дела не чурается трансовых приемов и мэшаповых методов (в одном месте даже, кажется, есть цитата из The Cure) — и результат оправдывает средства.
В этой ломаной и, простите за выражение, интеллектуальной музыке есть какая-то правильная старомодная свирепость; из источников вынут пафос и оставлена неотъемлемая мышечная функциональность; мутация превращается в эволюцию: «тру» сделал из обезьяны человека. «Thee Physical» — чистейшая фальсификация истории, но такая, которую саму хочется поставить в учебник.
В каком-то смысле то, что делает Pictureplane, резонирует с продукцией уральских самородков «4 позиции Бруно» — те ведь тоже развинчивают на запчасти низовую культуру. Конечно, немного боязно: если так пойдет дальше, глядишь, все эти люди доберутся до самых несусветных вещей вроде махрового русского попса. Хотя чего тут глядеть? В прошлом номере на этом же месте фигурировала свежая пластинка артиста Зомби — так он, как известно, слепил трек по мотивам творчества певицы И.Дубцовой. Никого не жалко, никого.
К счастью, есть ребята типа скрипача и игрока на банджо Джейка Блаунта, который может ещё напомнить, что протест и отчаянное стремление к выживанию чёрной расы стояли в принципе у истоков всей афроамериканской музыки. Ещё до разбивки на блюзы, кантри и госпелы. И эта музыка была действительно подрывной.
«Дау» — это проект, к которому нужно подходить подготовленным во многих смыслах; его невозможно смотреть как без знания истории создания картины, кастинга актеров и выстраивания декораций, так и без рефлексии собственного опыта и максимальной открытости проекту. Именно так «Дау» раскроется вам во всей красе.