Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

17.02.2021 | Диски

Проект Хржановского «Дау» как отражение (пост)советской реальности

Рецензия студентки школы культурной журналистики Виолетты Палий на проект "Дау" Ильи Хржановского

публикация:

Стенгазета


Текст: Виолетта Палий


«Дау» Илья Хржановского, грандиозный 700-часовой эпос, действие которого происходит в 30—50-х годах прошлого столетия в научно-исследовательском институте. Часть этого проекта уже смонтирована в 14 фильмов. За последние два года "Дау" стал самым обсуждаемым и скандальным проектом, по крайней мере, на постсоветском пространстве: отечественные кинокритики разделились на два пассивно враждующих лагеря, а особо возмущенные зрители инициировали возбуждение уголовного дела против режиссера.

Часть материалов можно уже лично оценить по цене билета московского кинотеатра на dau.movie — доступны «Дау.Наташа» и «Дау.Дегенерация».
 «Дау» — это проект, к которому нужно подходить подготовленным во многих смыслах; его невозможно смотреть как без знания истории создания картины, кастинга актеров и выстраивания декораций, так и без рефлексии собственного опыта и максимальной открытости проекту. Именно так «Дау» раскроется вам во всей красе.

В центре сюжета «Дау.Наташа» оказываются две ненавидящие друг друга буфетчицы, Оля и Наташа. Их отношения не ограничиваются прилавком: после смены они пьют увеселяющие, кроют друг друга словами великого и могучего, доходят до кулаков и при этом продолжают работать вместе. Каждая из девушек живет наедине с собой в окружении самых разных людей, пытаясь найти след любви в самых жестоких человеческих поступках. Так, жесткий допрос Наташи чекистом Ажиппо, насилие буфетчиц друг над другом и невзаимность иностранного ученого — все это оказывается хоть и болезненным, но привычным с детства опытом пассивного насилия над человеческими желаниями и потребностями.

«Дау.Дегенерация» расширяется до вопросов равенства людей в обществе разного масштаба, создания «идеального человека» и иллюстрирует необъяснимую тягу к жестокости и насилию, в которых начинается родина и заканчивается человек.

«Дау. Наташа» и «Дау. Дегенерация» были показаны в 2020 году на фестивале в Берлине. Вокруг участия в конкурсе первого и показа второго фильмов по интернету полились дебаты, а позже в оффлайне российские критики составили открытое письмо к дирекции Берлинале с высказанным непониманием, почему возможен показ картин, в ходе съемок которых были нарушены права человека, в особенности, женщин, и нечеловеческим обращением режиссера со съемочной группой. Ответом фестиваля стало вручение «Серебряного медведя» за художественный вклад оператору «Дау» Юргену Юргенсу. И действительно, как бы зритель не пытался, например, увидеть отражение оператора, снимавшего у Фасбиндера и Ханеке, в каких-то поверхностях — не получится. Минимум искусственного света и едва заметное даже для актеров оборудование подарили зрителю возможность как бы быть рядом с героями фильма, создавая особую интимность.

Пока «Дау» сравнивают с реалити-шоу, пока режиссера упрекают в ужасающих поступках в ходе съемок, или государственные органы возбуждают уголовные дела против Хржановского, до того момента будет жить помпезность «Дау». Когда же пройдет время, падет пелена воцарившегося конформизма, тогда и останется истина. Потому что «Дау» — это наше прошлое, настоящее и будущее, «Дау» — это про каждого из нас. «Дау» — это спивающийся цвет советской интеллигенции, который двигает науку в эпоху Холодной войны. «Дау» — это внезапное проявление насилия, которое есть в каждом из нас.

В течение нескольких лет запланировано появление платформы Dau.Digital, где современные технологии будут генерировать уникальное «Дау» для каждого зрителя на основании динамики просмотра на dau.movie. Как сказал Хржановский в одном из интервью, если в вашем «Дау» не окажется секса, значит вы так его смотрели. Так и в нашей реальности — если мы чего-то не видим, это совсем не означает отсутствие этого чего-то.

Дополнительно:

Съемки «Дау» шли с 2008 по 2011 годы. Основной локацией был динамовский бассейн в Харькове, где выстроили Институт Проблем Физики площадью более 10 000 кв.м, интерьер которого напоминает масштабированный Мавзолей. Именно там вместе буквально жили настоящие физики, неонацисты во главе с Тесаком, который был известен в 2010-х своими акциями против педофилов и представителей ЛГБТ, и некоторые жители Харькова. Также выстраивались взаимоотношения, которые фиксировались камерой; грань между реальным миром и съемочным практически стиралась: ненависть — реальная, секс и употребление алкоголя — тоже. Практически у всех персонажей в фильме используются их же реальные имена.

 

 









Рекомендованные материалы


Стенгазета
16.11.2021
Диски

Корневые песни протеста

К счастью, есть ребята типа скрипача и игрока на банджо Джейка Блаунта, который может ещё напомнить, что протест и отчаянное стремление к выживанию чёрной расы стояли в принципе у истоков всей афроамериканской музыки. Ещё до разбивки на блюзы, кантри и госпелы. И эта музыка была действительно подрывной.

Стенгазета
13.01.2021
Диски

Извращённый блюз королевы самоизоляции

Последние 8 лет Фиона провела практически не выходя из дома, неспешно сочиняя новые песни и записывая окружающие её звуки. Fetch the Bolt Cutters должен был выйти прошлой осенью, но релиз пришлось перенести, и вышел альбом только сейчас — в то самое время, когда из дома не выходит уже никто, а звуки своей квартиры — всё, что можно услышать в тишине.