16 ноября, 21-00
15.11.2005 | Концерт
Энциклопедия акустикиВ Москву приезжает Tin Hat Quartet, еще недавно известный как трио
Превратившееся в квартет камерное джазовое трио родом из нью-йоркского даунтауна. Гитарист Марк Ортон служил звукоинженером в нью-йоркском клубе Knitting Factory, отлаживая аппаратуру для Майка Паттона, Джона Зорна, Лори Андерсон и прочих важных людей. Аккордеонист Роб Бергер играл в том же клубе с подобными же важными людьми. Для музыканта из нью-йоркского даунтауна это не великая доблесть, но чуть ли не обязательный пункт в резюме — странности начинаются дальше. Из самого эпицентра авангардно-джазовой жизни Бергер с Ортоном уехали на периферию Западного побережья, взяли с собой скрипачку Карлу Килстедт и создали Tin Hat Trio — ансамбль камерного джаза с тонкой душевной организацией, бесконечно далекий от лютого радикализма Джона Зорна и его друзей-коллег-соседей. К моменту приезда в Москву трио превратилось в квартет: на место ушедшего Бергера взяли кларнетиста Бена Голдберга и трубача Эйру Андерсона, игравшего ранее с Уэйтсом.
Вообще Tin Hat Trio (теперь уже Quartet) — это как если бы Святослав Курашов объединился с Федором Чистяковым и Алексеем Айги, для того чтобы поиграть музыку Горана Бреговича и немного клезмера; энциклопедия акустики народов мира, где ленивое танго сменяется вальяжной американой, а кантри спорит с босса-новой, где по-тирсеновски подмигивает аккордеон, бухтит туба, бренчит препарированное пианино и пританцовывает пуэрто-риканская гитара по имени кавакиньо.
Tin Hat Quartet могут и погрустить, и похулиганить, к примеру, вещь «O.N.E.O.» с пластинки «The Rodeo Eroded» — это такая акустическая «Хару Мамбуру» с цыганским отливом, под конец переходящая в ухмыляющийся вальсок а-ля курехинский «Господин оформитель». Но, конечно, все эти подробности — исключительно справочный материал; для того чтобы проникнуться человеколюбивыми вещицами Tin Hat Trio, вовсе не обязательно знать, что такое блюграсс или кто такой Пьяццолла; это больше бальзам на душу, чем пища для ума; этакие досуги-фуги. К последнему (и наилучшему) альбому Tin Hat Trio (тогда еще Trio) «Book of Silk» прилагаются скромные видеоролики: старый писатель прячется от жары в тесной комнатке отеля, улыбающаяся девушка катится на велосипеде по берегу океана, неведомый ковбой скачет по пустынной степи, насекомые слетаются на дрожащий огонек. Очень верная иллюстрация: в этих буколических композициях помещаются и жизнь, и слезы, и любовь, и равнодушная природа. В сущности, мирок Tin Hat Trio — это всегда некая утопия, чудное место там-где-нас-нет, где, как говаривал Евгений Гришковец, может звучать «то-олько такая музыка».
Песни челябинцев рассказывают о жизни провинциальных панков, откуда-то из центра России, зажатых между панельных домов под небом, задымленным заводами. Существуя в этих унылых урбанистических локациях, лирические герои не особо склонны тосковать по своей судьбе. Напротив, они “всегда молоды и вечно довольны”, лупят в дворовый футбол, носятся по улицам на великах и при первой возможности хватают рюкзаки, чтобы утопать в поход.
Якутская DIY-сцена, развивавшаяся изолированно от остального СНГ к настоящему моменту превратилась в нечто совершенно особенное. Первые же неряшливые риффы собрали раскисших вторничных посетителей в плотный комок, который бурлил без остановки до конца сета.