Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

07.06.2009 | Диски

Иван Тапорыжкин русского рэпа

Изобретательный русский рэп, вообще непохожий на русский рэп

«Когда японцы зашли в Китай, тогда японцы, представьте, стали китайцами». Этот альбом начинается монологом в духе курехинских прогонов в «Двух ­капитанах-2» — а продолжается ­семп­лами из «Кин-дза-дзы» и программы «Максимум», пиликаньем старой электроники, псевдокосмическим клавишным спотыкачем, какими-то ­непонят­ными блюмканиями. Под такую музыку могли бы петь Громозека из «Тайны третьей планеты» или робот Вертер из «Гостьи из будущего» — и уж точно не смог бы ни один другой деятель русского хип-хопа.

Ларик Сурапов — умник и уникум, «певец рэпа», бледнолицый юноша псковского происхождения, в физиогномическом плане чем-то похожий на Костю Иночкина; «Будь добрым» — его то ли второй, то ли третий альбом, но вроде бы последний: после этой пластинки проект «Ларик Сурапов» ­пре­кратит свою работу — и начнется что-то совсем другое.

Жаль — потому что Ларик, кажется, нашел новый ключ к русскому хип-хопу; он не то чтобы лучше всех прочих — у него просто голова устроена по-другому. Он удивительно читает — одновременно запальчиво и весело, как бы изумляясь каждой произнесенной фразе, букве, фонеме; следуя какой-то лобачевской геометрии языка. У него совсем иной взгляд на вещи, отстраненный, остраняющий — «мир квадратный, мир смешной, мир тесен», как сам Сурапов артикулирует. Здесь затронуты все магистральные темы русскоязычного рэпа (презрение к эстраде, любовь к себе, некоммерческая природа таланта, суровая школа 90-х; есть даже что-то вроде песни протеста) — но с изнаночной стороны, отчего звучат эти темы по-хорошему ­нескладно. Ощущение от «Будь добрым» (название, кстати, существенно — в ­Ла­рике совсем нет агрессии) — будто ­рас­шалившегося ребенка поставили на стул, а он с выражением прочитал, допустим, Хлебникова. Вообще, удивительно, что процветающий отечественный хип-хоп, старательно освоивший все манеры американских коллег, так и не догадался, что абсолютно здешний способ обустрой­ства ломаного речитатива можно ­обна­ружить в русской поэтической традиции. И «Будь добрым» следует, конечно, возводить не к пластинкам лейбла Anticon и не к проделкам Мэдлиба под ­псевдо­нимом Quasimoto (хотя что-то общее есть) — а к советским детским ­радио­постановкам, к обэриутам, к ­кубофуту­ристам. То есть Ларик и его герои все-­таки не Громозека и робот Вертер — а скорее Иван Тапорыжкин.



Источник: "Афиша", 25.05.2009,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
16.11.2021
Диски

Корневые песни протеста

К счастью, есть ребята типа скрипача и игрока на банджо Джейка Блаунта, который может ещё напомнить, что протест и отчаянное стремление к выживанию чёрной расы стояли в принципе у истоков всей афроамериканской музыки. Ещё до разбивки на блюзы, кантри и госпелы. И эта музыка была действительно подрывной.

Стенгазета
17.02.2021
Диски

Проект Хржановского «Дау» как отражение (пост)советской реальности

«Дау» — это проект, к которому нужно подходить подготовленным во многих смыслах; его невозможно смотреть как без знания истории создания картины, кастинга актеров и выстраивания декораций, так и без рефлексии собственного опыта и максимальной открытости проекту. Именно так «Дау» раскроется вам во всей красе.