Real Records, 2009
20.04.2009 | Диски
Еще одна ЗДовольно удачный коммерческий рок про девочек
Прежде всего стоит дать опровержение. Полтора года назад в этом журнале про ижевскую певицу Таню Зыкину написали буквально следующее: «Фигуры такого масштаба не появлялось в русской поп-музыке со времен Земфиры и Шнура». Появлялось, и не так уж мало — факт. Как факт и то, что после долгих мытарств с продюсерами, нескольких смен состава и многократных закрытых презентаций непонятно чего Зыкина записала-таки первый альбом; и песни из него попали уже на верхние места радийных хит-парадов — и правильно сделали:
«Ощущение реальности» — первый в этом году многотиражный российский альбом, в котором есть о чем поговорить.
Мытарства с продюсерами дают о себе знать: звук у пластинки выверенный и вышколенный, деловито заточенный под эфиры и достаточно объемный, чтобы не раздражать вне них. Эффекты полировки иногда сказываются (скажем, хорошая песня «Сдала» синтезаторными фокусами испорчена; акустическая версия а-ля Nouvelle Vague на бонус-диске гораздо лучше), но в целом все получилось: это плотный, удачно форматированный рок без сучков, но с задоринкой. Героиня тоже в порядке: Зыкина нашла верную интонацию (не надрывается, не голосит почем зря, не наигрывает — поет, как говорит) и сочинила полтора десятка многословных, но не голословных песен. Она игриво обходится с грамматикой, она изъясняется понятными полунамеками, она поет о любви как следствии быта, она… Впрочем, вместо описаний достаточно вспомнить еще одно имя на З: да, Зыкина очень похожа на Земфиру, какой та была десять (или восемь) лет назад. Она тоже бросается неправильными словечками («не боись», «на хер» и т.д. — тут даже упоминается «жопа»), тоже подгоняет друг к другу фонемы («я буду Backstreet Boys тебе») и тоже вольготно обращается с поэзией (рифма «водопадами» — «снегопадами» достойна занять место где-то рядом c хрестоматийной «кеды» — «полукеды»).
У нее тоже нащупан правдоподобный баланс между истерикой и беззащитностью, ей тоже удаются заседающие в подкорку мелодии — и если что и мешает, так разве это самое «тоже».
Впрочем, если не вызывают вопросов оглядки на The Cure, почему должны вызывать оглядки на Земфиру? Соль в другом — удивительно, насколько оказываются востребованными все те же синтаксис и пунктуация, что и десять (или восемь) лет назад. Неужели ничего не изменилось? Впрочем, не исключено, что дело тут не столько в самой певице, сколько в особенностях той самой реальности, которую она ощущает. Как поет теперь другой человек, чей голос тоже прорезался десять лет назад, — ничего нового.
К счастью, есть ребята типа скрипача и игрока на банджо Джейка Блаунта, который может ещё напомнить, что протест и отчаянное стремление к выживанию чёрной расы стояли в принципе у истоков всей афроамериканской музыки. Ещё до разбивки на блюзы, кантри и госпелы. И эта музыка была действительно подрывной.
«Дау» — это проект, к которому нужно подходить подготовленным во многих смыслах; его невозможно смотреть как без знания истории создания картины, кастинга актеров и выстраивания декораций, так и без рефлексии собственного опыта и максимальной открытости проекту. Именно так «Дау» раскроется вам во всей красе.