20.04.2009 | Pre-print
Новация-экспериментГрибницы экспериментов
К пятнадцатилетию премии и фестиваля "Золотая маска" выпущено роскошное лимитерованное издание о истории премии и театра прошедших полутора десятилетий. В специальную деревянную коробку вложено семь отдельных книжек, в каждой из которых текст и фотографии, посвящинные одной из призовых номинаций: драматическому театру, опере, балету, современному танцу, мюзиклу, кукольному театру, эксперименту и другим. Вторую из этих статей мы публикуем в Стенгазете.
Номинация «Новация» существовала в конкурсе «Золотой маски» не с самого начала, а только с 1999 года. Кажется, поначалу разговор о премии «за поиски» завели с того, что ею следует награждать не по решению жюри, а по результатам опроса критики, как это делается с призом за лучший зарубежный спектакль года. Но после того, как несколько раз подряд экспертный совет во время выдвижения номинантов сталкивался с занятными спектаклями, которые хотелось привезти на фестиваль, но непонятно было к какому жанру отнести, стало ясно, что без новой, жанрово нерегламентированной номинации не обойтись. К этому вел и сам «золотомасочный» конкурс, где, бывало, даже восхищенное жюри в затруднении останавливалось перед постановками вроде васильевского “Плача Иеремии”, который непонятно было по какому ведомству судить: музыкальному или драматическому. Приняли название «Новация», которое, впрочем, и тогда никому не казалось удачным.
В первое время наполнение этой конкурсной номинации отражало сумятицу в умах: эксперты никак не могли решить, что следует считать новационным.
В конкурс попали вполне традиционный спектакль Валерия Фокина «Татьяна Репина», где новостью было лишь то, что он был сделан в сотрудничестве с Авиньонским фестивалем, и там его играли в церкви. «Дон Жуан», или «Каменный гость» и другие стихи» Анатолия Васильева, шедший в русле его прежних поисков. Танцевальные критики не могли взять в толк, чем постановка Александра Пепеляева «Вид русской могилы из Германии» новационнее, чем спектакль Татьяны Багановой, ушедшей в танцевальный конкурс, и предполагали, что экспертов сбили с толку выкрикиваемые пепеляевцами среди танцев стихи Пригова. В результате премию получил спектакль Александра Пономарева «Победа над солнцем» - удачно реанимированный для Молодежного театра авангард образца 1913-го года.
После первого вручения ясности в том, что следует считать новацией, так и не появилось, и на следующий год номинацию, специально задуманную, как объединяющую, снова разделили на «драму» и «музыку». Музыкальным лауреатом стал единственный выдвинутый спектакль – «Голоса незримого» в театре «Геликон», новый тем, что его набор из четырех библейских моноопер принадлежал современным композиторам, которых ставили исключительно редко. Зато в «драматической новации» приз 2000-го года взял только начавший завоевание Москвы Евгений Гришковец, и это, пожалуй, стало шагом премии к тому, совершенно особенному, статусу, который она имеет сегодня. Символично и то, что Гришковец вместе с «Маской» получил Приз критики, традиционно достающийся постановкам свежим, торящим новые пути, которые критика считает необходимым поддерживать.
Начиная со следующего, 2001-го года, когда «Новация» снова объединилась, и специфика ее стала внятной, можно говорить, что история этого конкурса в большой степени отражает историю движения отечественной театральной мысли последних лет и, соответственно, представлений о том, что следует считать передовым. Неудивительно, что с этого времени спектакли, представленные на «Золотой маске» в номинации «Новация», воспринимаются как отдельный, причем весьма продвинутый фестиваль, который обязательно смотрят продюсеры со всего мира, приезжающие в Москву за русским театром.
В 2001-м году четыре спектакля, выдвинутые в «новационном» конкурсе, были двух видов, причем, оба, что оказалось важно в дальнейшем, - невербальные. С одной стороны тут были постановки в духе классического европейского «physical theatre» - макабрически-мрачные «Imitator DEI» театра «черноеНЕБОбелое» и «Suicide in progress» прежде питерской, а теперь обосновавшейся в Дрездене группы «Дерево». С другой – эффектные шоу, к которым явно принадлежал полутанцевальный спектакль-дефиле «Арвайден» владикавказского театра с тем же названием, и «Бабы. Год 1945» Балета Толстых Евгения Панфилова. Сентиментально-сувенирное представление о войне - с коромыслами, кокошниками и танцами стокилограммовых русских красавиц, взяло приз, что выглядело показательным для театра рубежа 2000-х, стремящегося занять нишу дорогих развлечений. Но в перспективе конкурса куда важнее были пластические постановки Антона Адасинского и Доктора Да (под таким псевдонимом ставил спектакли Дмитрий Арюпин, создатель театра «черноеНЕБОбелое»).
И клоунско-пластические спектакли «Дерева», и соединяющие пластику с технологиями постановки много гастролирующего театра Арюпина, принесли на «Золотую маску» атмосферу маленьких европейских фестивалей, отличающихся от важного всероссийского смотра не только эстетическими пристрастиями, но и публикой – молодой и неформальной. Эта атмосфера стала важной отличительной чертой «новационного» конкурса и вполне понятно, что, найденные однажды, и «черноеНЕБОбелое», и «Дерево» стали появляться в «Новации» и потом, хотя ничего принципиально более нового, чем уже было показано на фестивале, они не делали. Надо сказать, и тогда скептики напоминали, что каждый из этих театров последовательно разрабатывает свое направление больше десяти лет, так что считать новацией их спектакли даже в 2001-м году было неправильно, но все уже понимали, что дело не в формальной новизне.
По списку номинантов на «Новацию» 2002-го года уже было видно, что спектакли этого конкурса стали складываться в ясную и цельную картину.
Скажем, клоунская «Белая история», питерского театра «Комик-трест» росла из того же «полунинского» корня, что и группа «Дерево» - номинант предыдущего года. Вообще синтетическое питерское неформальное искусство конца 80-х – 90-х годов, где художники были перемешаны с музыкантами, актерами, клоунами и киношниками, а харизматические лидеры других искусств, вроде Курехина, Новикова и Полунина куда больше значили для театра, чем собственно театральные, - сделало очень большой вклад в то, что считают новым русским театром. В том же самом 2002-м году еще один номинант «Новации» - поставленная в Мариинском небольшая экспериментальная опера «Царь Демьян» (композиторы В. Гайворонский, Л. Десятников, В. Николаев, И. Юсупова, ТПО «Композитор») - ложилась не только в уже заявленную в 2000-м году линию камерных современных опер. Но и в мощный питерский поток: режиссер Виктор Крамер рос и формировался в недрах того же неформального искусства под сенью Полунина, и пародийно лубочная постановка «Царя Демьяна» в парадоксальном оформлении московского архитектора Александра Бродского не давала об этом забыть.
Новую линию в конкурсе 2002-го года начинал «Мизантроп» московского театра «Тень». Сам театр «Тень» на «Золотую маску» номинировался не раз и даже получал награды, но прежде он всегда шел по ведомству кукольного театра. А теперь стало ясно, что насмешливые эксперименты Ильи Эпельбаума и Майи Краснопольской давно вышли за пределы чисто кукольного формата. На этот раз они представили долгоиграющий проект «Лиликанский Музей Театральных Идей»: постановки режиссеров-звезд в помпезно-барочном Лиликанском театре, который весь умещается на столе. Поставленный здесь Анатолием Васильевым пятнадцатиминутный «Мизантроп» в итоге взял «Золотую маску» за «Новацию» 2002-го года и тем обозначил новое направление конкурса, которое потом разовьется в то, что неуклюже называют «предметным театром» и «театром художника». И произошло это буквально на следующий год.
На «Новацию» 2003-го года номинировали старожилов конкурса Евгения Гришковца с «Дредноутами» и «Острова в океане» театра «Дерево». Питерской линии принадлежал и «Lexicon» театра «Особняк», существующий, тем не менее, весьма от нее обособленно, вне шумной клоунской традиции. Это скорее театр-интроверт, последовательно работающий с интеллектуальными текстами в режиме свободной актерской импровизации. И то, что этот театр хоть раз появился в конкурсе «Золотой маски» было важно - таким образом, зона актерских экспериментов была «застолблена» как инновационная, чего прежде не было.
Но главной «новостью» фестиваля 2003-го года, в результате и забравшей приз, стал Санкт-Петербургский «Русский инженерный театр» АХЕ со своим российско-немецким спектаклем «Sine Loco» - самой масштабной постановкой, когда-либо появлявшейся в «Новации». Зрителей «Золотой маски», проходившей в тот год в Петербурге, везли вдоль «комнат», выстроенных во всю пятидесятиметровую длину павильона Ленэкспо, и в каждой из них возникала сделанная художниками и населенная актерами «живая картина» – эпизод из древнегреческих мифов о Дедале, Икаре и других. В сущности, «Маска» тогда открыла для России неведомый ей театр АХЕ, который прежде знали только в узких театрально-художнических кругах вокруг питерского сквота «Пушкинская, 10», да на зарубежных фестивалях. АХЕ вырос из того же питерского корня, пустившего буйные побеги на рубеже 80-х-90-х, о котором у же шла речь. У Максима Исаева и Павла Семченко есть некоторое театральное прошлое (они выходцы из театра «ДаНет» Бориса Понизовского), но в Москве такие, как они, остались бы на территории визуальных искусств - в столице перформансисты и театрализованные визуальщики вроде Андрея Бартенева или Петлюры предпочитают считать себя художниками. Тогда как в Питере в полунинской традиции, склонной к синтезу жанров, всякое соединение арта с музыкой и действием проходит по ведомству театра.
Именно в 2003-м году, после утверждения АХЕ стали вестись первые разговоры о новом перспективном для поискового театра направлении – «театре художника», а «Русский инженерный театр» вслед за Гришковцом, «Деревом» и театром «Тень» утвердился как постоянный «резидент» номинации «Новация».
2004-й год «Золотой маски», хоть и имел скромную «новационную» афишу всего из двух спектаклей, открыл России еще одну фигуру – драматурга и актера Ивана Вырыпаева. На фестивале он показал свой первый, но уже же прославившийся спектакль «Кислород», соединяющий театральное действие с поэтической рэперской читкой. Его многие сравнивали с Гришковцом, противопоставляя противоречивые, резкие и полные напора и драйва тексты Вырыпаева - лирическим, интимным и построенным на узнавании «гришковцовским» монологам. И в том, и в другом новизна была в большей мере содержательная, что тоже было существенно для конкурса, в первую очередь опирающегося на инновационность формы.
Следующий год принципиально новых имен не принес. В конкурсе «Новация – 2005» снова был театр «черноеНЕБОбелое» с высокотехнологичным и не слишком содержательным представлением «Триада», АХЕ привез спектакль-дуэль «Господин Кармен», где имена Хозе и Кармен писали светом, дымом и водой. А приз взял действительно весьма радикальный эксперимент театра «Тень», даже в большей мере художественный жест, чем спектакль: здесь библейский «Апокалипсис» разыгрывался в спичечных коробках за десять минут и для одного зрителя. Другие номинанты на «Новацию» этого года скорее относились к тому пониманию специфики этого конкурса, которое сложилось на рубеже 2000-х – то есть это были скорее любопытные спектакли, попавшие в межжанровые щели, чем высказывания, претендующие на новизну. Обе эти постановки – энергичные хип-хоперские «Акценты» питерского театра «Тор9» и танцевально-акробатические «Песни дождя» омского театра пластической драмы «ЧелоВЕК» - скорее проходили по разряду «шоу».
Зато 2006-й год принес «Новации» целых два новых и значимых для экспериментального театра имени. Кроме «резидентов» конкурса – театра «Тень», запустившего в крошечный Лиликанский театр живого актера (Николай Цискаридзе «станцевал» тут пародийный балет «Смерть Полифема») и богоборца Ивана Вырыпаева с новой пьесой «Бытие № 2», - инновационными были сочтены спектакли Андрея Могучего и Дмитрия Крымова. Могучий с постановкой «Школы для дураков» на «Золотую маску» выдвигался и до того, в 2001-м году, и даже получил тогда «Приз критики», в некотором роде, как мы уже говорили, рифмующийся с наградой за поиски, но на «Новацию» его еще не выдвигали. В этот раз он у себя в «Формальном театре» опять поставил Сашу Соколова; и почти бессловесное, густое действо «Между собакой и волком», где предметная среда и люди, музыка и свет казались нерасчленимыми, - снова получила приз критики, а вместе с ним и «Маску» за «Новацию». (Кстати, приз критики станет для Могучего традиционным, он получит его и в 2008-м году за безусловно инновационную, грандиозную по масштабам постановку «Иваны» в Александринке, номинировавшуюся на «Маску» в основном конкурсе). «Недосказки» - первый студенческий спектакль художников, учеников Дмитрия Крымова в РАТИ, превративший страшноватые сказки Афанасьева в жизнь монстров, созданных из предметов и человеческих тел, - стал открытием крымовской Лаборатории для широкой публики. Этот удивительный театр молодых художников на первых порах обходился вообще без актеров и привычной сценографии, и творил среду вместе с героями прямо у нас на глазах из своих спин и ладоней, красок и всякого мусора.
Впервые появившаяся среди номинантов «Новации» в 2006-м, Лаборатория Дмитрия Крымова уже из списка новаторов не исчезала.
В 2007-м на «Маску» был выдвинут ее следующий и тоже очень удачный спектакль «Донкий Хот». Снова в программе был и театр АХЕ с постановкой «Фауст в кубе. 2360 слов», где впервые был ясный литературный сюжет с большим количеством текста, а театр «Тень» был представлен очередным своим экспериментом: совместной музыкальной постановкой с ансамблем солистов «Opus-Posth». Русская опера XVIII века «Орфей», лукаво разыгранная ансамблем Татьяны Гринденко, превращалась то в детский утренник, то в пластическое шоу в духе 70-х, а то в домашний театр. Линию современных опер в «новационном» списке этого года продолжала медиа-опера» «Эйнштейн и Маргарита, или обретенное в переводе» Ираиды Юсуповой – мелодраматический сюжет о любви жены Коненкова и Эйнштейна со стихами Веры Павловой и Дмитрием Александровичем Приговым в роли «виртуального Коненкова». Новичком списка стало молодежное шоу «Переход», называющее себя «саундрама» - здесь в эффектном многофигурном и музыкальном действе разыгрывались сюжеты современной уличной жизни, написанные несколькими молодыми драматургами. Таким образом, в контекст «Новации» впервые вводились и драматургические опыты (в частности, использующие технологии документального театра), проводимые в Театре.doc. Тем не менее, награду в конкурсе получил его главный старожил – дрезденско-питерское «Дерево», практически полностью обновившее труппу, но продолжающее существовать на прежней территории «физического театра».
К 2008-му году организаторы «Золотой маски», давно уже недовольные наименованием «Новация», особенно по отношению к конкурсу, регулярно показывающему постановки одних и тех же немногочисленных экспериментаторов, решили, что лучше будет переименовать его в «Эксперимент».
Понятно, что состав участников программы от этого не изменился: на «поисковую» «Маску»-2008 снова претендовали театр «Тень» со спектаклем «Всё» (постановкой для этой команды действительно экспериментальной, поскольку более всего она тяготела к классическому игровому театру, разве что с участием видео). АХЕ со вполне традиционным для себя (и тоже с большим количеством видео) спектаклем «Гобо. Цифровой глоссарий». И, конечно, Лаборатория Дмитрия Крымова с постановкой «Демон. Вид сверху», составленной из живых картин, на которые зрители смотрят с высоты, будто бы глазами Демона, летящего над миром (она и получила награду). Символично, что новичком в конкурсе 2008-го года стал совсем молодой режиссер Арсений Эпельбаум – участник крымовской Лаборатории и сын создателей театра «Тень» - со спектаклем «Optimus Mundus», выстроенном, как театральное путешествие или экскурсия групп зрителей-туристов, попадающих в обрывки классических пьес, словно в переделки. Свобода, юмор и фантазия этого чрезмерного юношеского спектакля ясно показывала, из каких корней он растет - родство с «Тенью» и Крымовым автором не скрывалось, а с восторгом демонстрировалось. И это выглядело долгожданным ответом московских экспериментаторов – питерским. Значит теперь в Москве тоже открылась грибница экспериментаторов. Осталось дождаться, когда они возникнут и вдали от столиц.
Новая книга элегий Тимура Кибирова: "Субботний вечер. На экране То Хотиненко, то Швыдкой. Дымится Nescafe в стакане. Шкварчит глазунья с колбасой. Но чу! Прокаркал вран зловещий! И взвыл в дуброве ветр ночной! И глас воззвал!.. Такие вещи Подчас случаются со мной..."
Стенгазета публикует текст Льва Рубинштейна «Последние вопросы», написанный специально для спектакля МХТ «Сережа», поставленного Дмитрием Крымовым по «Анне Карениной». Это уже второе сотрудничество поэта и режиссера: первым была «Родословная», написанная по заказу театра «Школа драматического искусства» для спектакля «Opus №7».