2008
14.11.2008 | Диски
Смена сутиЗдесь не поют, а говорят по душам
Коль скоро в выходных данных пластинки главенствует отрицание (вплоть до выпускающего лейбла: его, собственно, нет, альбом можно бесплатно скачать в специально заведенном блоге), определять его тоже имеет смысл от противного. Так вот. «Негрузовики» — это не группа «…и друг мой грузовик», хотя люди те же.
Здесь почти нет бас-гитары. Куплетов и припевов тоже нет — это вообще не вполне песни в привычном смысле слова: здесь не поют, а говорят по душам.
Здесь действительно не улыбаются.
Что с днепропетровской группой происходит нечто неблагополучное, было понятно и по их прошлогоднему диску «Ищу друга», где прежняя ритмическая эквилибристика все больше начала походить на нервный тик, а абстрактное стихотворство сменилось пространными монологами про то, что жизнь жестче (и последовавшее затем заявление о бессрочном отпуске группы смотрелось логично). К жонглированию личинами в случае «Грузовиков» не привыкать, но «Негрузовики» — это смена не имени, а сути. Группа уперлась лбом в русский рок (в смысле — судьбу). По тому, как это сделано, «Не улыбаются» более всего похож на совместные экзерсисы «Елочных игрушек» и Андрея Родионова.
Музыка здесь — сухой, емкий и напряженный лаунж, сыгранный живьем; но музыка — не главное. «Не улыбаются» — бенефис текстовика «Грузовиков» Антона Слепакова.
Цепляясь языком за слова, раскручивая синонимические цепочки, балансируя между сюжетами и лирическими отступлениями, он, простите за невольный каламбур, отгружает пессимистическую разговорную лирику на злобу дня: про эффекты роста благосостояния, про разлад с внутренней и внешней структурой, про ностальгию, про отказ от деторождения, про отношения, разумеется. Нерв времени «Негрузовики», пожалуй, уловили, утратив, однако, нерв собственно музыкальный. Здесь масса ценных наблюдений и немало удачных моментов (явный фаворит — трек «Мой знакомый»), но слушать этот альбом от начала до конца, честно говоря, тяжело: так много слов — зачем так много треска? Поразительно — и показательно, — как люди, прежде выдвигавшие на первый план движение и грув и сочинявшие строчки вроде «Мои цветные колеса, куда несете меня», теперь растекаются мыслью по древу. Можно, конечно, списать все на развитие поэтического дарования, но, по-моему, это называется — довели.
К счастью, есть ребята типа скрипача и игрока на банджо Джейка Блаунта, который может ещё напомнить, что протест и отчаянное стремление к выживанию чёрной расы стояли в принципе у истоков всей афроамериканской музыки. Ещё до разбивки на блюзы, кантри и госпелы. И эта музыка была действительно подрывной.
«Дау» — это проект, к которому нужно подходить подготовленным во многих смыслах; его невозможно смотреть как без знания истории создания картины, кастинга актеров и выстраивания декораций, так и без рефлексии собственного опыта и максимальной открытости проекту. Именно так «Дау» раскроется вам во всей красе.