2008
01.11.2008 | Диски
…А также шумелки и пыхтелкиИз девичьей головы изгнали демонов
Исландская группа Kira Kira вытаскивает на сцену разнообразнейший акустический реквизит: большую его часть можно купить в музыкальной лавке средней руки за 9, 99 чего угодно, или в детском магазине, или найти на помойке и подлатать как-нибудь, причем не так уж неважно, как это будет звучать – иногда надо чтобы разок только пискнуло на коде.
Всю это бутафорию музыканты сосредоточенно рассредотачивают: повязывают на микрофонную стойку, раскладывают у ног, у пюпитра, потом к мелочевке вроде музыкальной шкатулки надо проводоков со звукоснимателем.
Мизансцена обрастает логическими связями в виде кабелей и изолент. Ну и глокеншпиль с «мелодикой» ядовитой раскраски – так называемым инди-коллективам без них сегодня никуда. На вершине звуковой цепи лэп-топ, который построит весь указанный звуковой сброд по стойке смирно, а потом разгонит сонливую балладу с постукиваниями и туманными намеками до натурально эпического полотна (в кульминационный момент обычно все активнее проявляет себя какой-нибудь медно-духовой), как исландцы любят, неспешные, гладко аранжированные и благообразные звуковые ландшафты.
Возглавляет этот оркестрик Кристин Бьорк Кристиансдоттир. Кристин по образованию художница, закончила Исландскую Академию искусств, организовала арт-группу и лейбл Kitchen Motors, но параллельно стряпала шумы для местных групп (Spúnk, Big band brútal).
В плане своей музыкальной искушенности Кристин немного прибедняется, говоря, у нее есть только гитара с нейлоновыми струнами и пара музыкальных шкатулок, «прикрепленных к розовой деревянной палке».
Из-за такого дефицита ей приходится фланировать с диктофоном по родным окрестностям, собирая на пленку шумы, обрывки речи, игру старых фортепиано, а потом преобразовывать сорные звуковые сокровища в собственные композиции. Потом это отправляется в Kira Kira, либо на сторону – в звуковые инсталляции, перформансы, театральные постановки. В ее арт-проектах частый герой – тот же диктофон, который сначала проигрывает неведомые голоса, а потом взрывается или просто начинает исходить дымом. Другой излюбленный образ – привидения и полтергейсты. Скажем, музыканты обряжаются в балахоны с прорезями, или вообще превращаются в фантомов и играют незримо. А Кристин в это время проецирует в дым что-нибудь прихотливое. Кстати, дебютный альбом Kira Kira, сделанный ей в одиночку и выпущенный почему-то на альтернативном Bad taste records, называется Skotta - «привидение-девочка».
На нем и правда все бестелесно и призрачно: сработанные на голом компьютере гулы и скрежеты, саунд дизайн для успешных продаж старинных английских поместий.
После Skotta Кристин позвала нескольких рукастых мужчин-музыкантов, которые натащили клавишных, металлофонов, жестяных баночек, тромбонов и гитар. Наладили хозяйство, двинулись в сторону experimental pop, записали Our Map to The Monster Olympics – тоже вроде как про нечисть, но уже совсем игрушечную, изнеженную парками развлечений. То есть настоящих демонов из девичьей головы изгнали – Кристин, к слову, уже четвертый десяток разменяла – оставив в замен романтические звуковые муляжи, надуманную машинерию с уютными дуделками и сопелками.
К счастью, есть ребята типа скрипача и игрока на банджо Джейка Блаунта, который может ещё напомнить, что протест и отчаянное стремление к выживанию чёрной расы стояли в принципе у истоков всей афроамериканской музыки. Ещё до разбивки на блюзы, кантри и госпелы. И эта музыка была действительно подрывной.
«Дау» — это проект, к которому нужно подходить подготовленным во многих смыслах; его невозможно смотреть как без знания истории создания картины, кастинга актеров и выстраивания декораций, так и без рефлексии собственного опыта и максимальной открытости проекту. Именно так «Дау» раскроется вам во всей красе.