07.10.2005 | Арт
Наблюдения за наблюдающимиС 3 сентября по 2 октября в Киеве, в Центре Современного Искусства, проходила 3-я выставка молодых украинских художников
С 3 сентября по 2 октября в Киеве, в Центре Современного Искусства, проходила третья выставка молодых украинских художников группы Р.Э.П. под названием «Контроль». Группа «Революционно-экспериментальное пространство» сформировалась во время событий Оранжевой революции, которая стала для них не просто очередным контекстом, а самой сутью их объединения – вызовом любой установленной системе — как в политике, так и в области искусства. Художники критикуют силы и идеи, насаждающие вкусы и навязывающие догмы существования в обществе.
На плакате выставки – механизм компостера для билетов в наземном транспорте. Пластиковый корпус компостера снят и можно видеть его устройство. Это разоблачение принципа действия механизма контроля законопослушные граждане сочли бы мелким хулиганством. Но для юных революционеров это визуальное воплощение требования анархистов о бесплатном и безвизовом передвижении по всему миру. Ведь по настоящему беззаконны только механизмы, следящие за живыми существами.
В первом зале – фотографии многократно увеличенных насекомых, раздавленных между двумя стеклами.Желание рассмотреть поподробнее, препарировать, чтобы узнать, что несет нам встреченное существо – мед или яд, выгоду или угрозу, уничтожает витальную силу.
Рядом – скульптурная «армия» страшных черных фигур без рук и без ног (чтобы не убежали и не своевольничали), зато с головами. Но что в них толку, если они лишены глаз, носов, ртов и ушей? «Идеальные бойцы», предусмотрительно сделанные инвалидами, они не смогут защитить хозяина, зато и не обратятся против него.
Столь же послушных, как эти «големы», проводников чужой власти изображает на своих картинах Ксения Гнилицкая. Это парадные портреты «современных кентавров». Милиционер и военный в форме, хозяин салона игровых автоматов в спортивном костюме, бизнесмен с кейсом – привычные типажи, но вниз от поясницы они плавно перетекают в лошадиную спину, круп и задние ноги, облаченные в ту же одежду, что и человекоподобная половина монстра. Наверное, причина мутации в том, что вышеуказанные занятия подразумевают взращивание в себе животных инстинктов, борьбу за выживание ценой подчинения и уничтожения более слабых особей. Но природа кентавра двухкомпонентна — это не только неуправляемая животная воля, которую невозможно приручить. Именно в силу его человеческой составляющей это существо готово признать более сильного, позволить надеть уздечку и ездить на себе. В то же время они похожи на театрально-маскарадную лошадь, составленную из двоих людей, накрытых соответствующим костюмом.
Эта позиция в контексте служебных, социальных отношений напоминает физически реализованную метафору о «поцелуе в задницу» ради достижения выгодных результатов.
Микита Кадан затронул тему контроля мужчин над женщинами. Темные фигуры в паранджах кокетливо стреляют глазами, на их ухоженных руках с малиновым маникюром – множество золотых перстней. Европейские женщины сами поставили себя в положение пленниц гарема – они готовы безоговорочно подчиняться состоятельным мужьям или любовникам ради обретения внешних признаков благополучия.
Объект Жанны Кадыровой – гигантский дорожный знак-«кирпич», помятый и искореженный, стоит на полу, прислоненный к стене. Но сделан он не из тонкого металла, а из красного и белого кафеля. Неудержимое желание двигаться вперед способно не только проигнорировать предупреждение о начале запретной зоны. Оно ломает любые преграды и стены, будь они из кафеля, кирпичей или несправедливости.
На холстах Леси Хоменко - слоны, плавающие под водой. Не все подконтрольно, можно не заметить слона, даже не подозревать о его существовании. Иногда самое важное таится в глубине, недоступное для поверхностного взгляда.
Дети критикуют родителей – кресло консервативной матери сложено Артуром Белозеровым из трехлитровых банок, в которых консервируют на зиму плоды. Прошлогодние фрукты съедают зимой.Устаревший опыт пытаются передать новому поколению, которое живет в уже изменившихся обстоятельствах.Но кулинарные рецепты в воспитании неприменимы. Сохранить детей для себя как можно дольше значит не двать им расти и развиваться.
Не менее губительным, чем традиционное строгое домашнее воспитание, оказывается для равития самостоятельного мышления воспитание нянькой-телевизором. Антенна-тарелка, на которой изображен новорожденный младенец – еще одна работа Белозерова. Пуповина ребенка плавно переходит в стержень антенны, принимающей сигналы.Мировозрение, поднесенное на TV-тарелочке с голубой каемочкой, приводит к тому, что не умея анализировать, не имея собственного ума, мы сами оказываемся на тарелочке пищей для ума чужого — послушным объектом чужих манипуляций.
Помимо экспериментов с неожиданными материалами, выставка интересна тем, что революция, давшая энергию для творчества, не стала основным сюжетом произведений.
Художники размышляют о природе власти и манипуляциях сознанием, не считая, что после перемен в стране избавились от контроля абсолютно и навсегда. Они понимают, что у многих людей остается внутрення потребность подчинятся «сильной руке», а там, где есть спрос, появится и предложение.
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».
Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.