02.03.2013 | Арт
«Нет тебя прекрасней»Выставка "Украшение красивого. Элитарность и китч в современном искусстве" в ГТГ
До конца этой недели работает необыкновенно смешная и позитивная выставка о китче в искусстве, подготовленная отделом новейших течений музея. Конечно, такой проект напрашивался давно, ведь китч стал излюбленной темой многих современных художников и у нас, и во всем мире.
Кураторы предложили оригинальный ход – показать не только рефлексию местных представителей contemporary art, но и прекрасные примеры наивного и народного искусства.
Они напомнили нам лозунг «Признавать всё!» знаменитой выставки «Мишень», организованной Михаилом Ларионовым в 1913 году, когда рядом оказалось профессиональное и наивное искусство, столкнулись две полярные культуры – элитарная и массовая. Сегодняшний эксперимент оказался не менее эффектен: на выставке картины пятидесяти современных российских художников перемежаются с работами любителей, бережно собранными Музеем традиционного искусства народов мира.
Получилось просто блестяще. И надо отметить, что последние даже выигрывают. Потому что вряд ли что-то больше поднимет вам настроение в музейных залах, чем наивные картины с изображением котят в корзине с незабудками, влюбленных с голубями, пруда с лебедями, оленя на фоне розового заката, или возлежащей в неглиже дамы с тремя и семью ангелами. И все они в рисованных цветастых рамах.
Зрители не просто улыбаются, а часто вовсю хохочут. Но, согласитесь, трудно удержаться от улыбки, рассматривая вырезанные неизвестным художником деревянные рельефы повторяющие сюжеты великих русских картин – «Охотники на привале» Перова или «Боярыню Морозову» Сурикова. Любят наивные художники и сказочные хрестоматийные сюжеты.
К примеру, «Три богатыря» Васнецова представлены аж в шести вариациях одна другой краше, причем некоторые сделаны по принципу ковра – вокруг повторенного сюжета еще написаны огромные обрамления из узоров и цветов. Но иногда они изображают новые сюжеты – к примеру, те самые «Охотники на привале» Перова, мчаться на тройке, а Иван Царевич с царевной не на сером волке, а на ковре-самолете.
Не обошлось и без «Мишек сосновом лесу», но здесь им в пару подоспели современные профессионалы Виноградов и Дубосарский. Об этом, собственно и выставка. Как высокое легко может стать китчем, и как легко китч возводится в ранг прекрасного.
Но современные художники, многих из которых китч интересует вполне серьезно, тоже фантазии не занимать. Лариса Звездочетова в инсталляции «Нет тебя прекрасней» изобразила что-то вроде витражей с балеринами, а Андрей Хлобыстин, предложил нам вообще какой-то соц-артовский абсурд под названием «Великий в Большом», воображаемое празднование 60-летия Цоя, очень напоминающее торжества в Северной Корее. Другой соц-артовский образ использовала Диана Мачулина – исполнившая портрет Че Гевары в виде огромной розовой розы.
Свое название выставка получила по произведениям художника Валерия Кошлякова, который еще давным-давно сделал раскрашенную серию увеличенных фотографий актеров советских театра и кино, которые так любили коллекционировать наши граждане. Конечно, они представлены в экспозиции. А начинается выставка с фильма 60-х годов «Сельская Третьяковка», как деревенские таланты рисовали репродукции известных картин и водили по ним экскурсии в избе.
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».
Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.