Mute/Gala Records, 2008
14.04.2008 | Диски
Недалекое путешествиеКак заядлый конъюнктурщик, Моби чует моду и выдвигает на первый план новое диско
Великий комбинатор поп-музыки Ричард Мелвилл Холл, более известный под китовым псевдонимом Моби, вознес хвалу родному городу. Пластинка «Last Night» по замыслу творца представляет собой посвящение клубной культуре Нью-Йорка, звуковую дорожку к той самой ночи, в которую, согласно поэту, любимое слово — «налей», а любимое действие — опрокинь.
В течение часа с лишним эфирного времени перед нами проходит эйфорический — «Oo Yeah», как заявляет первый же трек, — марш гласных в исполнении архивных певцов, старых рэперов
(по случаю торжеств Моби привлек даже одного из первых на свете деятелей хип-хопа, эмси Грандмастера Каза, сочинившего нетленную «Rapper’s Delight») и молодых негритянок. Хриплый французский шепот предполагает быстрый секс, отблески от дискотечных шаров скользят по блестящим костюмам, на заре голоса зовут; весь альбом — недалекое путешествие класса люкс из бурлящей VIP-зоны в безлюдный чилл-аут.
Методом, принесшим многопрофильному (и зачастую неразборчивому) эрудиту Моби барыши, стал в свое время мошеннический минимализм (под словом «мошеннический» я разумею не столько негатив, сколько хорошую хватку).
Будучи глубоким экономом, лысый гуманист научился использовать найденные мелодические находки предельно эффективно — и до полного истощения.
Попробуйте припомнить какой-нибудь трек Моби, будь то любая из растащенных по рекламным роликам песенок с альбома «Play», раздумчивая «We Are All Made of Stars» или не столь давнее рок-ателье «Lift Me Up», — в голову придет исключительно рефрен, крючок, наживка; остальное — дело техники в самом буквальном смысле. Проблема в том, что техника имеет свойство изнашиваться, а трюки наперсточника — надоедать; если предыдущая пластинка Моби еще позволяла поживиться двумя-тремя доходными сочинениями, то на «Last Night» с его концептуальным замахом поп-механика, кажется, отказала окончательно — кроме скоротечной соул-проделки «Everyday It’s 1989» прислушаться тут не к чему.
Как заядлый конъюнктурщик, Моби чует моду и выдвигает на первый план новое диско — но диско по сути своей предполагает насыщенность, избыточность, стремление не размениваться на мелочи, а это явно не про нашего очкарика.
Попытка воспеть животворное разнообразие Манхэттена человеку, секрет успеха которого заключался преимущественно в том, что он крайне упорно долбил в одну точку, тоже логичным образом удается не слишком — и ночь тут по итогам получилась не слишком удачная, из тех, которые оставляют по себе память только в виде тяжелого и бессмысленного похмелья. Акела промахнулся.
К счастью, есть ребята типа скрипача и игрока на банджо Джейка Блаунта, который может ещё напомнить, что протест и отчаянное стремление к выживанию чёрной расы стояли в принципе у истоков всей афроамериканской музыки. Ещё до разбивки на блюзы, кантри и госпелы. И эта музыка была действительно подрывной.
«Дау» — это проект, к которому нужно подходить подготовленным во многих смыслах; его невозможно смотреть как без знания истории создания картины, кастинга актеров и выстраивания декораций, так и без рефлексии собственного опыта и максимальной открытости проекту. Именно так «Дау» раскроется вам во всей красе.