«Цоколь», 28 марта; «ГЭЗ-21», 29 марта
30.03.2008 | Концерт
Практика струн«Стоджис - насилие»: впервые в Петербурге
Называя свой дебютный альбом «1969. Rok & Rol», группа «Ривущие струны» очевидно имела в виду не абстрактный Вудсток, а конкретную песню Игги Попа. В ближайших ориентирах у них Stooges и MC5 плюс однообразная масса американского гаражного панка: грязный жужжащий рок-н-ролл середины шестидесятых, спетый пламенными юношами и дурным голосом. Позже такая эстетика была, как ни смешно, облагорожена панками.
«Ривущие струны» - дядьки уже совсем не рок-н-ролльного возраста, среди которых гитарист Алексей Бортничук, брат Петра Мамонова - только и рады попасть в переплет; с удовольствием рассказывают о пьянках с фатальными последствиями, о том, как толпа зрителей однажды пыталась их линчевать, или о том, как после двадцати минут выступления организаторы рубанули кабель.
«Я zнаю виzdе все паdваротни, / Гdе можна трахаца и бухать. / Я zнаю углы и все zаборы, / Каторыи можна если че абасать», - стихи лидера группы Вовы Тереха. В 1996 году Вова получал премию как лучший молодой поэт из рук Вячеслава Курицына. «Ривущие струны» аттестуют себя как «тот самый рок, которым пугала граждан советская пресса»: патлатые малограмотные увальни с рогатыми гитарами, долдонящие по пять минут одни и те же пять нот.
В советские времена ходила листовка-ликбез «для служебного пользования Секретарям ГК, РК ЛКСМ Украины» со списком западных рок-групп. Названия были коряво написаны на русском, напротив каждого значился социальный порок, в котором группу уличали. Например, Stooges фигурировали как «Стоджис - насилие». Прочие группы клеймились эротизмом, гомосексуализмом, религиозным мракобесием. Слово «панк» шло отдельным проступком. Воображая себе рок-музыку, составители этого документа, хотели оберечь советскую молодежь от таких как «Ривущие струны».
На их последнем альбоме «Масковская Риzня Электра Гитарами» есть песенка «Выборы»; текст безыскусен и нуден, но это негеройское фарсово-политическое высказывание куда более насущно, чем выступления Михаила Борзыкина или даже выход Сергея Шнурова в фильме «День Выборов».
Такие фактурные персонажи сходу приглянулись прессе. О «Ривущих струнах» писал и музыкальный Rolling Stone, и мужской глянец Maxim. Кто только ни провозглашал их надеждой российского рока. Надежды оправдались не особо. «Ривущие струны» - превосходная клубная группа, но местных Stooges из них не вышло. Разве что получилось разогреть Игги Попа перед московским концертом в «Б1 Maximum».
Песни челябинцев рассказывают о жизни провинциальных панков, откуда-то из центра России, зажатых между панельных домов под небом, задымленным заводами. Существуя в этих унылых урбанистических локациях, лирические герои не особо склонны тосковать по своей судьбе. Напротив, они “всегда молоды и вечно довольны”, лупят в дворовый футбол, носятся по улицам на великах и при первой возможности хватают рюкзаки, чтобы утопать в поход.
Якутская DIY-сцена, развивавшаяся изолированно от остального СНГ к настоящему моменту превратилась в нечто совершенно особенное. Первые же неряшливые риффы собрали раскисших вторничных посетителей в плотный комок, который бурлил без остановки до конца сета.