Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

05.02.2008 | Диски

Признания на танцполе

При всем врожденном хитроумии Hot Chip - это очень ясная, доступная и понятная поп-музыка

«Перед тем как мы двинемся дальше, я хочу показать вам игру, которую придумал. Она называется Sounds of the Studio, и в нее можно играть с любой пластинкой, включая эту. Вам понравится! А теперь, если у вас есть наушники, наденьте их и включите — с ними будет гораздо удобнее». Далее следует прицельный обстрел из игрушечной лазерной пушки, кислотные клавишные аккорды, электронный хруст, бит бас-барабана — простейший набор звуков, что знаком любому, кто сталкивался с продвинутой драм-машиной или ее виртуальной имитацией. Эта игровая интермедия, располагающаяся аккурат посередине песни «Shake a Fist», второго номера пластинки «Made in the Dark», есть одновременно сеанс саморазоблачения и самолюбования:

весь новый альбом группы Hot Chip загроможден подобными трюками, эти самые Sounds of the Studio составляют основное пространство борьбы большинства песен, мелодии и голоса продираются сквозь бурелом хлопков, шлепков и пузырьков и одновременно используют их в своих целях.

Подобным образом, наверное, мог бы организовать звук Тимбаленд, чрезмерно увлекшийся карманной игровой приставкой «Геймбой».

Лондонская формация Hot Chip в 2006-м сорвала солидный куш с альбомом «The Warning», попав разом в несколько целевых аудиторий, — пластинка умудрилась одновременно угодить на вершину списков главных музыкальных достижений года журналов NME и Mixmag (издания разной, мягко говоря, направленности). Спустя два года с ними по-прежнему все не очень понятно. Hot Chip — группа того же поколения (и того же примерно калибра), что Arcade Fire и Лили Аллен, но если последние уже обзавелись солидным числом подражателей, то Hot Chip обретаются где-то в стороне, затрагивая сразу несколько новейших течений по касательной. Ню-рейв (фотографируются в очках с квадратной оправой в окружении воздушных шаров, призывают двигать телом, пользуются старорежимной машинерией); диско-панк (скоропостижные гитарные аккорды, ритмические фокусы, лейбл DFA, приютивший группу в Америке); мутирующие британские танцевальные стили — вокруг Hot Chip можно наворачивать любые терминологические конструкции, но все они, честно скажем, ничего не сообщают. Выход альбома «Made in the Dark» вряд ли поможет прояснить ситуацию. Вот и хорошо.

Если бы потребовалось одно слово, которым описывается их творческий метод, я бы употребил термин «противоход».

Hot Chip — это музыка, требующая постоянных оговорок; ее предпосылки едва ли не противоположны результатам; ее цветущая сложность ведет к святой простоте.

Алексис Тейлор и Джо Годдард (два человека, которые составляют основную рабочую силу группы) — исключительно эрудированные люди: в прошлогодней составленной ими довольно блестящей компиляции «DJ-Kicks» можно обнаружить и бразильского кудесника Тома Зе, и диско-сокровище Black Devil Disco Club, и новаторов постпанка This Heat; в списке сделанных ими ремиксов помимо Junior Boys или Kraftwerk имеется, например, струнный квартет Габриеля Прокофьева (внука Сергея). При этом копаться в их музыке в поиске источников и ассоциаций — гиблое дело; да, в ней обнаруживаются разнообразные следы дней минувших и настоящих (от совсем раннего синтипопа до шерстяного рока в духе каких-нибудь Belle and Sebastian), но сами песни вообще не провоцируют к анализу.

При всем врожденном хитроумии Hot Chip совершенно не про эклектику и не про подвохи; это очень ясная, доступная и понятная поп-музыка.

Под большую часть «Made in the Dark» можно и нужно танцевать; некоторые подразумевают слезы умиления (заглавная, заключительная и «We’re Looking for a Lot of Love»); две и вовсе стопроцентные шлягеры, первые полноправные претенденты на титул «Песня года» («Ready for the Floor» и «One Pure Thought»).

«Made in the Dark» — это такой городок в табакерке: здесь все время что-то шипит, скрипит, постукивает, пружинит и стрекочет. Застенчивость — вот еще одна ключевая для музыки Hot Chip категория: они прячут ласковые мелодии и патоку вокала (Алексис Тейлор поет, будто младенца укачивает) за шумами механизмов и отзвуками саундтреков к допотопным компьютерным играм; им словно бы неловко за свою простоту и чистоту. Песни Hot Chip инфантильные, но отнюдь не детские; их лирический герой — это такой ван-сентовский практически подросток, у которого черт знает что происходит в душе, который жаждет познавать мир и вместе с тем боится его, который хочет всего сразу и во всем сразу сомневается.

Голова витает в облаках, сердце колотится, руки не знают, куда себя деть, ноги пускаются в пляс — «Made in the Dark» существует по законам хрупкого, неуравновешенного и очень живого организма.

Пожалуй, название последнего альбома Мадонны — «Confessions on a Dance Floor», «Признания на танцполе», — могло бы как нельзя лучше подойти группе Hot Chip.



Источник: "Афиша", 23.01.2008,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
16.11.2021
Диски

Корневые песни протеста

К счастью, есть ребята типа скрипача и игрока на банджо Джейка Блаунта, который может ещё напомнить, что протест и отчаянное стремление к выживанию чёрной расы стояли в принципе у истоков всей афроамериканской музыки. Ещё до разбивки на блюзы, кантри и госпелы. И эта музыка была действительно подрывной.

Стенгазета
17.02.2021
Диски

Проект Хржановского «Дау» как отражение (пост)советской реальности

«Дау» — это проект, к которому нужно подходить подготовленным во многих смыслах; его невозможно смотреть как без знания истории создания картины, кастинга актеров и выстраивания декораций, так и без рефлексии собственного опыта и максимальной открытости проекту. Именно так «Дау» раскроется вам во всей красе.