Soul Jazz
26.12.2007 | Диски
Секрет ТропиканкиПродолжение истории мексиканских музыкантов-революционеров
Только ленивый сейчас не диагностирует кризис перенасыщения в рок-музыке. Благодаря пиринговым сетям и тьме тьмущей блогов стали доступны камбоджийская психоделия, канадский прото-рэп, шведский пост-панк, индонезийские сонграйтеры. Нехитро скачать, куда сложнее усвоить – хотя бы десятую часть. Не за горами тот момент, когда в журналах появятся рубрики-путеводители по этим параллельным мирам. Лейбл Soul Jazz в этом смысле чуткий поводырь, его сборники, как правило, можно покупать не раздумывая, и «After Tropicalia» занимает в списке релизов одно из самых видных мест.
Это продолжение истории бразильского движения Тропикалия, начатой сборником двухгодичной давности «Tropicalia – A Brazilian Revolution In Sound». Внятный и лаконичный ликбез.
В буклете к первому сборнику подверстывалась и краткая сводка положения бразильских политико-экономических дел конца шестидесятых. Неспроста: Тропикалия была социокультурным течением, воплощенным в музыке. Скоротечным (1967-69 года), но, как выяснилось позже, на редкость занимательным и влиятельным, - не в пример сериалам той же страны происхождения.
Началось все в университете прибрежного города Сальвадор-де-Баия. На обучавшихся там молодых людей неизгладимое впечатление произвела психоделическая революция, разгоравшаяся в странах развитого капитализма. Они быстренько сколотили коммуну, приглашая к себе любого мало-мальски свободомыслящего раздолбая. Особо выделялись два приятеля Жилберту Жиль и Каэтано Велозу – их-то музыка позже стала визитной карточкой «Тропикалии». Мозги всем вправлял композитор Рожериу Дюпарт, поучившийся в Европе у Булеза и Штокхаузена. Будучи профессором в Сан-Паулу, он надиктовывал своим питомцам манифесты, призывая их создавать музыку, естественно вытекающую из окружающего культурного ландшафта, а также положительно смотреть на то, что музыка является частью индустрии.
Дюпарт писал автоматизированные пьесы для IBM. Согласуясь с его идеями, Жилберту Жиль, Каэтано Велозу, группа Os Mutantes (с которой теснее всего работал Дюпарт) и
компания сочиняли беспечную знойную поп-музыку про танцы на закате, секс на рассвете, бездумие как философскую необходимость, изредка – про политику. Босса-новы, скрещенные с психоделическим роком; это лето любви, это лето кастаньет.
«After Tropicalia» показывает, что зарядки хватило надолго. Не стоило все-таки Жилберту Жилю и Каэтано Велозу петь про политику – за издевательское исполнение национального гимна диктатор Эмилиу Медичи выслал их в Англию на три года. В 70-х власть поквиталась с попрыгунчиками-революционерами: автора текстов Os Mutantes Торкуату Нету заcадили в психушку, где он покончил с собой; Рожериу Дюпарт долго прятался в буддистском монастыре, тоже после психушки; певица из Os Mutantes Галл Косте не раз была бита за исполнение песен ссыльных Велозу и Жиля. По музыке «After Tropicalia» мало чем отличается от предыдущего сборника бразильцев.
Сиквел можно, как видите, с легким сердцем рекомендовать в качестве подарка на Новый Год.
Это-то и поразительно. Потому что Тропикалия обернулась менее наигранным и более кровавым протестом, чем аналогичная американская история конца 60-х.
В качестве постскриптума к Тропикалии надо сказать, что в двухтысячных Жилберту Жиль занял пост министра культуры Бразилии. А Os Mutantes не так давно воссоединились и даже отыграли концерт в Лондоне.
К счастью, есть ребята типа скрипача и игрока на банджо Джейка Блаунта, который может ещё напомнить, что протест и отчаянное стремление к выживанию чёрной расы стояли в принципе у истоков всей афроамериканской музыки. Ещё до разбивки на блюзы, кантри и госпелы. И эта музыка была действительно подрывной.
«Дау» — это проект, к которому нужно подходить подготовленным во многих смыслах; его невозможно смотреть как без знания истории создания картины, кастинга актеров и выстраивания декораций, так и без рефлексии собственного опыта и максимальной открытости проекту. Именно так «Дау» раскроется вам во всей красе.