Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

26.11.2007 | Арт

Разлинованный город

Выставка Игоря Шелковского в галерее «Файн Арт»

Текст:

Никита Алексеев


   

Игорь Шелковский еще до эмиграции в 1977 году был зрелым и очень ярким художником, но в отличие от большинства друзей и коллег по неофициальному искусству он в своем творчестве не тяготел к социальной тематике и литературности, да и сложные концептуальные конструкции его не особенно привлекали. По сути, Шелковский был одним из немногих у нас сознательных приверженцев формалистской традиции: в своих скульптурах и графике он работал прежде всего над пространством, материалом, цветом и фактурой, и его удивительные в своей элегантной минимальности работы значили то, чем они были, и не предполагали каких-либо внешних толкований.

При этом, очистив свое искусство до полной формальной прозрачности, Шелковский всегда был очень социально ангажированным человеком, и социальная ответственность для него могла оказаться важнее персональных художественных амбиций.

Поселившись в Париже, он в 1979-м начал печатать «А–Я», первое независимое издание, посвященное отечественному современному искусству (журнал выходил до 1985-го). Это требовало колоссальных усилий: Шелковский по крохам искал деньги, сам занимался набором и макетом, изыскивал способы обмена корреспонденцией с авторами, жившими в СССР, и того, чтобы хоть какое-то количество экземпляров попало за «железный занавес». Чтобы журнал существовал, художник на многие годы почти отказался от собственного творчества, а советские власти квалифицировали «А–Я» как идеологическую диверсию, его издателя же – как злобного антисоветчика. Но самоотверженность Шелковского не была тщетной. Его детище для живших в СССР художников, литераторов и искусствоведов оказалось окошком в международный мир современного искусства и средством самоосознания, а для нынешних исследователей российского искусства 70–80-х годов «А–Я» является драгоценным источником информации.

Теперь Игорь Шелковский снова живет и работает в основном в Москве, его родном городе, и на выставке в галерее «Файн Арт» представлены скульптуры и рисунки из цикла «Город», выполненные в последние годы.

Скульптуры – это небольшие рельефы из крашеного дерева, напоминающие архитектурные макеты. Рисунки сделаны при помощи чертежных лекал и «офицерской линейки», на них предельно геометризированные здания и их жители, угловатые вороны и резкие кружева лишенных листьев деревьев, над которыми несутся треугольные, круглые и квадратные тучи. Основные цвета – белый, красный, черный.

О Москве ли эти рисунки и скульптуры? Вроде бы сегодняшняя Москва с ее новоделами, обросшими диковатыми башенками, и оглушительным рекламным валом не минималистична, она не бело-красно-черная, скорее она назойливой радужностью и попугайством смахивает на гибрид Диснейленда и Лас-Вегаса.

С другой стороны, всмотришься в этот город, возникает чувство: дунешь – и вся зыбкая фантасмагория улетучится, останутся впившиеся в пустое небо вертикали заводских труб, бесконечные ряды панельных параллелепипедов, широченные улицы, по которым изредка проезжают троллейбусы да шагают неотличимые друг от друга роботоподобные пешеходы.

Но это некие литературные, а то и политологические интерпретации, и к творчеству Шелковского они мало применимы.

В его работах главное не то, что они могут иллюстрировать, а то, как они действуют сами по себе на зрителя. И действуют они великолепно, ведь Шелковский – уверенный в себе, виртуозный мастер.

Все крайне просто, но за этой простотой – сложнейшая, утонченная работа над пространством и материалом.

Впрочем, есть в искусстве Игоря Шелковского еще одно, и очень важное качество. Проанализировать его крайне трудно, так как мы сталкиваемся с вечной и, возможно, не имеющей решения проблемой: какова связь между этическим и эстетическим в искусстве? Возможно ли в качестве похвалы художнику заявить: его произведения очень достойны и честны – особенно когда речь идет об искусстве формалистическом и, казалось бы, холодном, как искусство Шелковского?

Любой вменяемый искусствовед скорее всего воздержится от публичного ответа на этот вопрос. Но себе может с полной ответственностью сказать, что столь изысканными произведения Шелковского делает не только их формальная эстетическая безупречность, но и рыцарственное достоинство их автора.



Источник: "Время новостей", № 215, 23.11.2007,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
04.03.2020
Арт

Когда ты становишься меньше, чем кролик

За счет того, что Пестовы гиперболизируют предметы и увеличивают их размеры в несколько раз, зритель при просмотре превращается в Гулливера в стране великанов. Искаженное понимание действительности дает зрителю возможность посмотреть на реальность совершенно под другим углом.

Стенгазета
28.01.2020
Арт

Конфета со вкусом революции

Чтобы привлечь внимание посетителей кураторы позвали уральского художника Владимира Селезнева. Специально для «Революции» Владимир разработал художественное оформление – четыре эскиза муралов для «Круглого зала» Ельцин Центра, где выставка расположилась.