Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

06.11.2007 | Фотография

Революция на службе у фотографии

Из эстетики Оцупа родился свежий фоторепортаж 1960-х, реформировавший казенный язык снимков прежних лет

Лишь Московский музей современного искусства, подразделением которого является галерея "Зураб" на Тверском бульваре, решился на торжественное празднование 90-летия Октябрьской революции, к которому и приурочена ретроспектива Петра Оцупа под названием "Пространство Революции: Россия. 1917 - 1941". Оцуп (1883 - 1963) - кремлевский фотограф, официальный портретист советской власти, орденоносец (занятно, кстати, что барельеф на ордене Ленина, которым Оцуп был награжден, делался с его собственного снимка Ильича - как и изображение вождя на рублевых купюрах).

Молодой фоторепортер, начинавший еще на Русско-японской войне и подвизавшийся в журнале "Огонек" начала XX века, с 1918 года становится ведущим заказным летописцем наступающего торжества коммунизма.

Он снимает битвы Гражданской, сопровождает членов правительства в поездках по стране. Ленин говорит ему легендарную фразу: "Историческое значение фотографии очень велико. Старайтесь зафиксировать события". Он и старался.

Когда в моду опять вошел русский авангард, а экспериментатора Александра Родченко справедливо назначили главным фотодостижением эпохи, старорежимные застывшие композиции ("остановись, мгновенье!") Оцупа, ученика дореволюционной школы фотографии, признали морально устаревшими. Тем паче они слишком долго украшали собой первые полосы газет и обложки журналов.

Да, Оцуп не искал новых форм - он механически фиксировал время, которое для него было самодостаточным в своем революционном новаторстве. Любой технологический "ракурс" для него был ничем перед широкомасштабным "пространством революции".

Кураторы нынешней выставки, на которой будет представлено 150 авторских отпечатков из уникального собрания Российского государственного архива кинофотодокументов, заповедника "Горки Ленинские" и питерского Музея истории фотографии, хотят Оцупа реабилитировать, предлагая "современную научную и художественную интерпретацию" его наследия. Они считают, что Петр Адольфович, дитя времени, опередил его стиль. И к сталинским официозным постановкам не имеет никакого отношения. Якобы именно из эстетики Оцупа родился свежий фоторепортаж 1960-х, реформировавший казенный язык снимков прежних лет.

Смысл проекта - показать Оцупа как выдающегося российского фотографа. И одновременно напомнить о всемирно-исторической значимости событий 1917 года. Это хоть и "катаклизм", но ключевой для XX века. Хотя сама выставка - про фотоискусство. Политической манифестацией не является. Но вернисаж случится в знаковый день - 7 ноября.



Источник: "Культура" №43, 01.11.2007,








Рекомендованные материалы



Дада Уильяма Кляйна

Не умея обращаться с камерой, Кляйн фотографировал все подряд, с любого ракурса и не всегда глядя в объектив. В результате крупное зерно, отсутствие кадрирования, объект, не попадающий в фокус, стали его художественным методом.


Последнее прибежище

Часть фотографической элиты, обвиняя Парра в цинизме, была против того, чтобы его приняли в агентство — он, дескать, не уважает своих моделей и у него отсутствует гражданская позиция.