Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

14.03.2012 | Фотография

Дада Уильяма Кляйна

На грубоватых и резких снимках Кляйна Нью-Йорк — это муравейник, полный нелепостей и жестокости.

В рамках Фотобиеннале-2012 в МАММ открывается выставка Уильяма Кляйна — профессионального художника и удачливого фотолюбителя, практически на одной энергии неофита покорившего фотографический мир во второй половине 1950-х. Его первый проект "Нью-Йорк", который и будет демонстрироваться на выставке, стал выражением совершенно нового для бодрящейся послевоенной Америки взгляда на "Большое яблоко": на грубоватых и резких снимках Кляйна Нью-Йорк — это муравейник, полный нелепостей и жестокости. Кляйн не отстраняется от снимка: хулиган с пистолетом или разряженная невеста на его снимках всегда связаны с фотографом напряженным диалогом.

Весь проект как раз и был задуман Кляйном как личный рассказ о своем возвращении в родной город: уехав воевать в Европу, он остается в Париже изучать искусство, подрабатывает в мастерской у Фернана Леже, пишет фрески и абстрактные полотна, но в конце концов возвращается на родину с молодой француженкой-женой.

Алекс Либерманн, главред Vogue, предложил начинающему фотографу работу и спонсорскую помощь в создании независимых проектов: Vogue в то время отчаянно искал свежую кровь и новый язык, конкурируя с Harper's Bazaar, в который как раз пришел Ричард Аведон. Подход Кляйна был как минимум нетрадиционен: не умея толком обращаться с камерой, он фотографировал все подряд, с любого ракурса и не всегда глядя в объектив. В результате крупное зерно, отсутствие кадрирования, объект, не попадающий в фокус, и подобные технические погрешности стали его художественным методом. Сам Кляйн называл это дадаистским подходом. Но если в фэшн-фотографии этот подход воспринимался как что-то новое, то его книга "Нью-Йорк", ради возможности сделать которую он и устроился в модный журнал, в Америке была воспринята резко отрицательно — и до сих пор там не опубликована.



Источник: "Коммерсантъ Weekend", №7 (3652), 02.03.2012,








Рекомендованные материалы



Последнее прибежище

Часть фотографической элиты, обвиняя Парра в цинизме, была против того, чтобы его приняли в агентство — он, дескать, не уважает своих моделей и у него отсутствует гражданская позиция.


Чисто конкретное обаяние

На вернисаже создалось полное ощущение того, что герои фотокадров вышли из рам и слились с посетителями, большинство из которых клубятся в самых модных местах, «упакованы» вполне диковинно и общаются расслабленно-игриво.