14.10.2007 | Арт
Искусство выбораМузей Игоря Маркина почтил память Ельцина, предоставив горожанам возможность выбрать, как будет выглядеть память о нем
Абсолютный сдвиг сознания – в 2007 году дорогие россияне выбирают первого президента России Бориса Николаевича Ельцина. Так вышло благодаря конкурсу, организованному Музеем современного искусства «ART4RU».
В начале лета появился сам музей, частная инициатива коллекционера Игоря Маркина, особенно актуальная в отсутствие аналогичных государственных институций. Затем новый музей всколыхнул застойную систему беспрекословного насаждения культуры: что повесили эксперты – то и полюби. Музей стал интерактивным – с билетом зритель получает 2 наклейки - “За” и “Против”. Он может наклеить их рядом с работой, которая впечатлила, и с той, которая показалось отвратительной. Результаты мнения большинства учтут, и при смене экспозиции, которая будет регулярно проводиться в связи с невозможностью показать всю коллекцию одновременно, любимую всеми, оставят, а неприятную спрячут в запасники.
Высказать свое мнение по поводу уместности произведений современного искусства предоставляется россиянам нечасто.
В музей можно и не ходить, но искусство вторгается в личную жизнь. Пошел погулять – получил инфаркт от неожиданно возникшего в виде Петра I отвергнутого испанцами Колумба или отрубленных во славу Шолохова лошадиных голов, ползуших по склону Гоголевского бульвара.
И музей Игоря Маркина решил почтить память Ельцина, предоставив демократическую возможность горожанам - выбрать свободно, как будет выглядеть память о нем. Чтобы не открывать рот потом от удивления и ужаса, лучше открыть его до того и высказать собственное мнение заранее.
Проекты современных художников, предоставленные на открытый конкурс памятников Б.Н.Ельцину, были выставлены в течение месяца в музее.Каждый мог проголосовать. Сейчас результаты голосования подходят к концу.
Из сошедших с дистанции был очень хорош проект Сумниной и Лейкина “Человек, который пробил стену”. Бетонная стена с дырой в форме силуэта Ельцина, и красная ковровая дорожка насквозь. Образ ясный, в меру консервативный, но и просторно концептуальный, потому включает и негативные эмоции. Можно теперь все: ходить туда и обратно и сверять себя с масштабом первопроходца свободы. Не понравилось, наверное то, что кто-то в этих вратах может почувстовать себя мелковатым, а кому-то нравилось стена без прохода, чтобы чувствовать свою эксклюзивность, умея проходить сквозь нее и чувствовать превосходство над теми, кому это недозволено.
Лидерами стали другие.
Дмитрий Гутов предложил отлить бетонные буквы фамилии в два слога: Ель-Цин. Первый слог – символически русское дерево, второй – последняя династия монархического Китая.
Ассоциации в этой шараде вольны: типографика – 60-х годов, но если для автора она схожа со знаменитой западной скульптурой LOVE того времени, то для остальных она скорее напоминает жутковаттые советские шрифтовые стеллы на въезде в города. Скорее всего, понравилась публике аудиошутка художника: из бетона раздаются звуки “Калинки” в исполнении оркестра, которым пьяный Ельцин дирижировал в 1994 году в Германии.
Но победителем выходит проект малоизвестного художника Дмитрия Каварги. Популярность его работы кроется, возможно, в способности человека забывать хорошие поступки другого и помнить плохие. Его скульптура – черный вихрь, сдвинувший платформы с маленькими человечками, перевернувший их вверх ногами. И только одна фигурка-антипод стоит твердо наверху. Может, обозначает Ельцина, перевернувшего большую страну вверх дном, чтобы поднятся самому. А может, Ельцина, воскресившего окриком сверху тех, кто был погребен и пожертвовавшего собой ради всех. Теперь Ельцин уже по ту сторону земной поверхности, а мы все еще ни живы ни мертвы, в неизвестности и хаосе.
Как бы научиться выбирать не посмертно, а прижизненно, ведь именно нам и жить с нашими избранными героями. Может быть, на примере оценки искусства, предложенной Маркиным, можно научиться оценивать и саму жизнь.
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».
Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.