до 25 сентября
13.09.2007 | Арт
Пятнадцать лет вместеОпыты "Айдан Галереи"
Выставка "XV лет", устроенная "Айдан Галереей" к своему юбилею в Центре современного искусства "Винзавод", занимает не только зал самой галереи, но и гигантский "Цех Белого" (так - по старой памяти - называются "винзаводовские" пространства, где производилось и красное, и белое, и портвейн). Размах - музейный. К участию в выставке в качестве куратора привлечен еще и художник Стас Шурипа, а в качестве экспонентов - те, кто просто, на взгляд организаторов, представляют собой the best of (как пишут на обложках музыкальных дисков-антологий) российского современного искусства, вне зависимости от контактов с одной отдельно взятой галереей-юбиляром. От нынешних звезд лишь требовалось представить одну из последних работ и вещь пятнадцатилетней давности.
"Айдан Галерея" затеяла продемонстрировать микроисторию отечественного contemporary art, потихоньку став его летописцем и даже тем самым подтащив его под себя.
Но, поскольку Айдан Салахова и Стас Шурипа - все-таки художники, а не музейщики, коллективного Нестора из них не получилось. Масштаб не тот: и не пятнадцать лет назад родились "актуальные" формы в отечественном искусстве (все-таки был нонконформизм с концептуализмом), и многие нынешние рыночные знаменитости в 1992-м под стол пешком ходили, и весь "Винзавод" не вместит достойнейших для академической ретроспективы. Но вышло все равно занятно. Потому, уже отметив в нашей газете праздник самой известной московской галереи посредством интервью с ее владелицей, еще раз возвращаемся к самой выставке, очень полезной в качестве этакой суммации для непосвященных.
Правда, суммировать нечто довольно сложно. Хотелось бы, например, залихватски сообщить, что вот пятнадцать лет назад все рисовали картины, а теперь перешли к новым технологиям или, в крайнем случае, к инсталляциям. Или от перестроечного пафоса вернулись к искусству философическому (формалистическому, самоуглубленному, социально-критическому etc.). Так ведь нет.
Как Константин Латышев, культовая фигура 90-х, в духе плакатного поп-арта издевался над любыми штампами национального бессознательного, так и глумится по-прежнему. Никита Алексеев меланхоличен хоть в раннем холсте "Стожок", хоть в свежайшей инсталляции "Конец времени - начало искусства" с кварцевыми часами, спрятанными под монохромными картинами на шелке.
Ну вот, положим, Сергей Шеховцов нашел себя в жанре поролоновой скульптуры, а прежде рисовал невнятные абстракции - так в 92-м о Шеховцове никто и не знал. Или Василий Церетели за юношеский период отвечает невнятными акварелями, а теперь в самом деле громоздит видеоинсталляцию: ну а что прикажете делать начальнику Московского музея современного искусства и комиссару российского павильона на Венецианской биеннале? Тут обязанность требует.
Не получаются громоздкие обобщения. А вот выставка удалась. Она бы удалась даже и без экскурсов в прошлое, поскольку искусство дышит, где хочет, а каждый художник гуляет сам по себе. Если он, конечно, настоящий художник. А "Айдан Галерея" пригласила разделить с ней свой праздник именно таких.
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».
Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.