Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

31.07.2007 | Арт

Олимпиада-2007

Выставка Зураба Церетели в Сочинском художественном музее

Дар его - как Колумбов корабль.

Валерий Клебанов, сочинский поэт


Золотое перо города, любимый местный стихотворец пиитически ошибся: Зураб Константинович Церетели, в отличие от Колумба, знает, куда плыть. Как только в Гватемале объявили Сочи столицей зимней Олимпиады 2014 года, тут же президент Российской академии художеств открыл в Сочинском художественном музее свою персональную выставку.

Сотни работ на двух этажах: живопись, графика, скульптура, эмаль. И на пресс-конференции перед вернисажем висел-висел в воздухе и наконец материализовался вопрос: "Ну а что главный художник Олимпиады-80 сделает для города к Олимпиаде-2014?"

Планов, естественно, - громадье. Например, солнечные часы со знаками Зодиака (не спрашивайте, какая логическая связь). И хотя почти все эти знаки - зооморфные, Церетели порекомендовал не делать эмблемой грядущих спартанских ристалищ какого-нибудь зверя: "Медведь улетел уже больше двадцати пяти лет назад".

Нет, конечно, выставка народного художника СССР и РФ - номадическая. В честь 250-летия Российской академии художеств она полтора года кочует по всей России, и Сочинский музей - двадцать девятая площадка для нее. (Опять же не спрашивайте про логические связи, в данном случае временные: получается, что каждый месяц экспозиция открывается на новом месте.) И заказ от музея поступил более полугода назад, до всякой Гватемалы. И художник-"академик" Дмитрий Жилинский родом из Сочи (он даже приехал на вернисаж). И монументальную композицию Церетели "Коралл" в Адлере, городском пригороде, даже сам Давид Сикейрос в свое время похвалил.

Но все равно сочинские гастроли мэтра выглядят очень своевременным жестом и намеком на ближайшее будущее. По крайней мере, репетицией художественной части Олимпиады.

Тем более что жители и гости города-курорта зимой-2014 смогут довольствоваться лишь ей: основные официальные действа будут происходить на выселках, в Красной Поляне. Надо сказать, художественная часть удалась. В музей на открытие (но не на банкет) пускали всех желающих, несмотря на их непарадную форму одежды (в лучшем случае - шорты и майки). В портике музея (построен сталинским неоклассицистом Иваном Жолтовским в 1936 году) стояли динамики, и сквер с памятником Ленину осеняли звуки то "Оды к радости", то "Полета шмеля". Девушки в неатрибутируемых национальных (а какие в Сочи национальности?) костюмах встречали хлебом-солью. Перед входом - зурабовы скульптуры героев фильма "Мимино", которые не разрешили (!) поставить в Москве. За входом - скульптура Путина в кимоно с надписью "В здоровом теле здоровый дух". В общем, все было очень комично и эклектично.

Мне, эстету, с трудом удавалось подавить смех. (А тут еще рядом с музеем произведения местных "авангардных" скульпторов" - крыловский "Квартет" из железяк, какие-то бронзовые совы, гигантские стрекозы - как будто специально делались к приезду Церетели.)

Смеялся-смеялся, потом прошелся по городу, посмотрел на раскаленные тела на пляже, не стесняющиеся целлюлита, на оформление дорогой гостиницы "Рэдиссон" с дешевыми видами Парижа (и это в Сочи!), на местных жителей с майками со снежинками-2014 при 30-градусной жаре... И - видимо, вследствие теплового удара - начал все понимать. Знаете, Церетели вроде бы практик, стратег, крепкий хозяйственник, государственный художник, трудоголик. Исправно работает, вставая в 6 часов утра. Дружит с сильными мира сего, ставя монументы по всему миру. Понимает, что и как надо делать здесь и теперь. За это его не любят, завидуя физической (а не креативной) продуктивности. А ведь он - настоящий курортник.

Весь этот эклектичный сочинский постмодернизм, коим мне удалось полностью насладиться за шесть часов пребывания в городе (читатель, почувствуй доблесть твоего корреспондента!), абсолютно отвечает его ментальности.

Жирные тела на пляже - и колористическая смачность живописи, уходящей к фовистам, но приправленной пастозными грузинскими пряностями. Париж в "Рэдиссоне" - и разнузданная французистость последнего настоящего модерниста Церетели (другие официальные художники - Шилов, Глазунов, Андрияка - есть старорежимные классики). Нелепость "Полета шмеля" на фоне Ленина, фонтанов и Жолтовского - и алогическая переизбыточность скульптур Зураба Константиновича, в последней из которых - "Ипатьевская ночь" - царская семья перед расстрелом позирует перед невидимым фотографом с закрытыми глазами (макет есть и на этой выставке). Зураб Константинович Церетели - это эстетика Сочи. И дай бог стать ему главным художником здешней Олимпиады. Других для этого города у нас нет.

P.S. А про выставку? Ну что про выставку? Вы не видели работ Церетели, дорогой читатель? Он - хороший художник. Сочи - тоже неплохой город. Sapienti sat.



Источник: "Культура", №29, 26 июля - 1 августа 2007г,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
08.11.2021
Арт

Вечные 90-е

Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».

Стенгазета
28.07.2021
Арт

Внутренний фронт

Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.