Третьяковская галерея на Крымском валу, 1ноября - 10 декабря
30.10.2006 | Арт
Стоп-кадр реальностиИнсталляции - в ногу со временем, под руку с классикой
Постоянная выставка искусства конца XX — начала XXI века в Третьяковской галерее заканчивается «Тотальной инсталляцией» — единственным залом, экспозиция которого будет меняться.
Андрей Ерофеев, директор отдела новейших течений, поставил себе задачу, не решенную пока ни одним музеем в мире: выставлять современное искусство, живое и интерактивное, сделав его частью истории и не умертвив при этом.
Для начала Третьяковка остановилась на Дмитрии Гутове, и выбор весьма логичен: кто-кто, а Гутов смотрит в будущее, опираясь на знание прошлого.
Он учился в Академии художеств в Ленинграде, на факультете теории и истории искусств. А стал московским художником. Петербургское уважение к классике привилось к московскому созидательному темпераменту, необходимость анализировать — к потребности искать для размышлений визуальный формат; на свой вопрос — можно ли мыслить в формате фигуративной картины — Гутов сам же и отвечает утвердительно.
В первом зале выставки он показывает пары лайт-боксов. Один — репродукция шедевра, в котором Гутов увидел нечто сиюминутно важное, второй — фотография его собственной инсталляции, где та же, взятая из классики, тема обретает актуальность. Есть здесь фотография знаменитой перестроечной выставки, где над тоннами грязи, уложенной на полу галереи «Риджина», были брошены деревянные мостки для зрителей. Она рифмуется с картиной Пименова 1962 года «Свадьба на завтрашней улице», на которой счастливые молодожены идут в новостройку по такому же настилу. Так оттепель откликается в 90-х, когда, по словам Екатерины Деготь, «самым увлекательным было не включение механизмов рынка, а, напротив, доведение до какой-то фантасмагории коммунистической экономики растраты».
В этом же зале — фотографии гутовских инсталляций, в которых он смог совсем не метафорически «остановить мгновение». В заброшенном пионерском лагере на невидимых лесках он подвесил мяч, будто застывший над волейбольной сеткой. Называется работа «Гаси!». Пара к этому лайт-боксу — фотография Родченко, на которой игроки разных команд зеркально зависли в прыжке с поднятыми к мячу руками. Еще одна работа — «Битва новгородцев с суздальцами»: туча зависших над городом стрел. Это ремикс одноименной иконы XV века, рассказывающей о другой, чудотворной иконе, остановившей вражеские стрелы. Мы не можем знать, работает чудо или нет, ведь стрелы на иконе замерли еще и потому, что рисунок просто не может двигаться. Так и новгородцы не могли ничего знать наверняка, хотя и верили, что нарисованная на доске Богоматерь остановит смерть.
В картине, этом стоп-кадре реальности, неоднозначность изображенного правдоподобна, как сама жизнь: она предполагает выбор и неожиданность последствий. В то время как движущийся образ ведет зрителя к намеченному финалу, манипулирует им.
«Боитесь быть неоригинальным, — пишет Гутов в своей статье «В защиту живописи», — попробуйте заняться видео, и вы будете гарантированно банальным». Кажется, именно из-за желания побороть сопротивление материала три новые работы Гутова сделаны в формате видео. Они выставлены во втором зале и также сопровождены лайт-боксами. Гутов не боится ничего, даже прослыть банальным, полагая, что самым новым среди царящей в искусстве «радикальной неискренности» будет прямое, непосредственное отношение художника к миру. Ради доказательства этой идеи Гутов не стесняется ни сесть в лужу, ни ударить лицом в грязь.
Лайт-бокс с пейзажем «Оттепель» Васильева, русского пейзажиста XIX века, сопровождается гутовским видеоавтопортретом: он идет по мартовскому лесу в легкой одежде, обманувшись ярким солнцем, замерзает до судорог и падает в лужу. Как-то в дискуссии с представителями одной левой молодежной организации на вопрос, почему художники не вступают в политическую борьбу ради изменения мира к лучшему, Гутов ответил, что они, мол, путают причину и следствие: это политики должны изменить мир так, чтобы художники смогли писать шедевры не хуже прежних. При этом сам он не ждет у моря погоды: просто выходит в легкой куртке на холод, полагая, что так скорей придет весна.
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».
Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.