14 июня
14.06.2006 | Концерт
Скромный шведский шугейзингбудто небритый юнец проснулся с похмелья, включил душ и заперся с гитарой, синтезатором и драм-машиной
Тут подошла бы характеристика из романа Юрия Олеши: «Он поет по утрам в клозете». Клозет, правда, стоит заменить на что-нибудь более уютное (на ванную то есть), утро непременно должно быть хмурым, ну и пафос, конечно, прямо противоположный: у Олеши — апофеоз мещанства, у The Radio Dept. — апология душевной домашности, самозабвенная тоскливость. Но звучат их песни именно так: будто небритый юнец проснулся с похмелья, включил душ и заперся в подсобном помещении с гитарой, синтезатором и драм-машинкой.
The Radio Dept. — застенчивый шведский квинтет, независимые меланхолики, не избалованные всеобщим вниманием, но тем и довольные, даже продюсера не хотят приглашать из боязни: мол, не уверены мы в себе, легко будет нами манипулировать.
Они пишут песни на коленке, любовно шумят гитарными примочками, лелеют протяжные мелодии, чутко жмут на клавиши, сухо постукивают барабанчиками; они неамбициозны и незлобивы; песням The Radio Dept. вообще противопоказаны открытые пространства — тут все в себе, все для себя. Патриархи шугейзинга вроде My Bloody Valentine и Ride, адепты романтического синтипопа (на новейшем альбоме The Radio Dept. отсылают чуть ли не к классическим Pet Shop Boys) — на всех на них The Radio Dept. будто бы смотрят через стекло; их музыка звучит воспоминанием о свершениях пятнадцатилетней давности, потускневшим, но оттого еще более близким сердцу. Позволит ли их тихий характер как следует показать себя на концерте — это, конечно, еще вопрос; вот ведь Piano Magic тоже смирные и обаятельные, но их московское выступление выглядело как плохая репетиция студентов-неудачников. В любом случае приглушенный блеск и камерная грусть The Radio Dept., на мой вкус, предпочтительнее пышноцветия и позерства иных современных шугейзеров вроде M83; как-то оно больше похоже на правду, что ли.
Песни челябинцев рассказывают о жизни провинциальных панков, откуда-то из центра России, зажатых между панельных домов под небом, задымленным заводами. Существуя в этих унылых урбанистических локациях, лирические герои не особо склонны тосковать по своей судьбе. Напротив, они “всегда молоды и вечно довольны”, лупят в дворовый футбол, носятся по улицам на великах и при первой возможности хватают рюкзаки, чтобы утопать в поход.
Якутская DIY-сцена, развивавшаяся изолированно от остального СНГ к настоящему моменту превратилась в нечто совершенно особенное. Первые же неряшливые риффы собрали раскисших вторничных посетителей в плотный комок, который бурлил без остановки до конца сета.