Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

14.06.2006 | Кино

Миссия: Том третий

Том Круз из всех сил старается возродить жанр боевика. Но выполнима ли эта миссия?

«Миссия: невыполнима-3» (у нас и в мире с 4 мая) - одно из главных коммерческих кинособытий года. Новых «Миссий» не было с 2000-го, хотя Том Круз, являющийся не только главной звездой, но и продюсером проекта, намеревался заполонять ими в кинотеатры каждые пару лет.

Круз в роли непобедимого суперагента вызывает желание процитировать К. С. Станиславского, который (обладая гораздо более суперменскими данными, нежели наш Том не Сойер) говорил, что на сцене (читай, и на киноэкране) каждый стремится компенсировать то, что ему недодано жизнью.

Низкорослый стремится сыграть высокого, слабый – сильного, неудачник - победителя. На Западе Круз тоже давно вызывает иронию – разве что отцовство заставит отнестись к нему понежнее (до сих пор смеются над тем, как горячо он доказывал в шоу Опры Уинфри, что Кэти Холмс не девушка для эскорта, а его настоящая любовь – в итоге стал подпрыгивать на диване; на сайтах BBC и CNN висят язвительные комментарии по поводу того, что Холмс раболепно ударилась в его любимую сайентологию). Тем не менее M:I-3 – так картина названа в англоязычном прокате - обречена стать хитом. Но все равно наводит на мысли, что жанр боевика вымирает как вымерли мамонты.

Сюжет «Миссии-3» держится в тайне. На обычно всезнающем киносайте www.imdb.com о фильма сказано лаконично: «Сюжет неизвестен». Официальный сайт фильма говорит больше: «Том Круз возвращается на экран в роли специального агента Этана Ханта, которому предстоит выполнить миссию его жизни в «Миссии: невыполнима-3». Режиссер Джей Джей Абрамс (сериал «Остаться в живых») привнес (тут мне не хватает для адекватного перевода знания экономических терминов) свою уникальную способность смешивать экшн с драмой в миллиардодолларовый franchise». Оч-чень информативно.

Пиар-ход с утаиванием сюжета кажется смешным. Уж если «Миссия: невыполнима» чем и захватывает, так не сюжетом. Что запомнилось из первой серии 1996 года, снятой Брайаном Де Пальма? История загадочной гибели подразделения спецагентов в Праге. Чужое лицо-маска, которое персонаж Круза, как некогда Фантомас, выведав все секреты, снимал со своего – к ужасу расколовшегося. Суперсцена погони вертолета за скоростным поездом в туннеле под Ла-Маншем. И то, как Круз с Жаном Рено воровали секретные данные в штаб-квартире ЦРУ: Круз висел в воздухе перед компьютером, так как пол в секретной комнате реагировал на прикосновения и изменения температуры. Но что именно они воровали?.. Вспомнил! Какие-то международные авантюристы пытались добыть список американских шпионов, а герой Круза играл с ними в кошки-мышки.

Из второй серии, снятой Джоном Ву, помню, как Круз на двух пальцах висел на утесе скалы, а еще самоуничтожающуюся шпионскую иструкцию в виде очков и много экшна со взрывами, погонями и драками в середине и конце.

В «Миссии-2» идеолог проекта Том Круз окончательно сформулировал цель киносериала: стать альтернативой чуточку старомодной бондиане.

Бондиана была порождением холодной войны – и Бонд до сих пор воюет с представителями государств оси зла – у миссианца Этана Ханта среди врагов исключительно международные авантюристы. Бонд – шпион на службе Ее Величества. Этан Хант, хотя и секретный агент, обладает высокой степенью самостоятельности. Бонд – папик, мачо, алкоголик и сексист (главный его ствол – пистолет – конечно же, символ мужского достоинства), хотя в новые политкоректные времена сценарии сражаются с его мачизмом и сексизмом все активнее. А Этан Хант – молодой человек. Не сексист и не мачо – свой парень, с которым легче ассоциировать себя новой аудитории.

При этом вообще, убейте, не припоминаю суть конфликта второй серии.

Открываю свою старую рецензию: ага, там, оказывается, негодяи пытаются похитить новый смертоносный вирус, чтобы заразить им Австралию и наварить миллиарды на торговле антивирусом! Обалдеть!

Так что и в третьей серии публика пойдет не на сюжет – на брэнд. На Круза (редкие доступные кадры из «Миссии-3»), дающего деру от перевернутого и взрывающегося джипа (над ним при этом вертолет) и стреляющего из пистолета, свесившись из двери авто почти до асфальта. Еще когда режиссером фильма значился давно выпавший из проекта автор «Семи» и «Бойцовского клуба» Дэвид Финчер, произошел слив информации, будто Круз-Хант сражается с нелегальными торговцами человеческими органами в Африке. Потом Круз-продюсер вроде бы просил разрешение у германского правительства снять сцену под стеклянным куполом Рейхстага – ему отказали. Так ли? Какая разница?! Важно, что Этана Ханта в начале фильма вызовут из отпуска когда он, например, будет покорять кратер Эршота в момент извержения. Потом у него появится напарница. А в финале после долгого поединка он победит злодея. Сюжетом фильма является сам по себе объявленный бюджет в USD 150 000 000.

Тоска какая-то, не правда ли?

«Миссия: невыполнима-3» еще до просмотра наводит на печальные мысли о том, что творится сегодня с самым разветвленным из киножанров – боевиком, имеющим неисчислимое количество подвидов. Это не просто кризис, а глобальный.

Классический боевик по-американски - «Крепкий орешек». Редкий случай, когда герою можно по-настоящему сопереживать (особенно сопереживали в первой части, когда Брюс Уиллис еще не был мегазвездой). Герой  не супермен, а просто классный мужик, упертый профессионал. Но Уиллис стареет и, несмотря на попытку вернуться в жанр (недавний «Заложник» и новые «16 кварталов»), все чаще играет в комедиях. На смену ему - никого.

Классический боевик по-гонконгски, конечно, фильмы Джеки Чана. Все трюки делаются натурально. Они столь невероятны и в них столько юмора, что есть люди, собирающие личные домашние коллекции эпизодов «Best of Джеки Чан». Но и он достиг критического возраста, а считающийся конкурентом Джет Ли не брезгует тросами на съемочной площадке и помощью компьютерщиков, делающих его удары и прыжки более эффектными.

Классический боевик по-французски, вроде бы, начинает возрождаться. Но все же одна его разновидность – черный фильм – по-прежнему ассоциируется с Делоном. А вторая – боевик с обаятельным героем – с Бельмондо. Оба из жанра давно ушли. «Боевик с обаятельным героем» выделю в отдельный поджанр, фильмы с Уиллисом, Джеки Чаном и Гибсоном тоже имеют к нему отношение.

Для поджанра «полицейская драма» нужны суперактеры и суперсценарий. Когда появилась «Схватка»? Когда «Неприкасаемые»? Это штучный товар. Правда, французы сделали недавно «36, Набережную Орфевр» с Отоем и Депардье.

У поджанра «авантюрный боевик-детектив» проблема та же. Нужен потрясающий сценарий, который удался в прошлом году тем же французам в случае с «Неуловимым». Часты ли такие фильмы? Часты ли вообще боевики, не укладывающиеся в рамки? Стоило – уже больше десяти лет назад – появиться «Убийцам» Ричарда Доннера со Сталлоне и Бандерасом, как сценаристы фильма сразу обеспечили себе бурную голливудскую карьеру – это были браться Вачовски. Но и они, сняв «Связь», из жанра ушли.

Поджанр «выхода нет» (персонаж обложен по всем фронтам): таким фильмам опять-таки нужен незаигранный сценарий, потому они и появляются раз в десять лет – собственно, «Выхода нет» с Костнером или «Враг государства» с Уиллом Смитом. В Голливуде, между тем, стали бояться слишком оригинальных сценариев, фильмы по которым надо особо раскручивать, и делают коммерческую ставку на ремейки, сиквелы, экранизации комиксов и компьютерных игр, в случае с которыми публика заранее знает, что именно ей предлагают.

Поджанр «крепкий полицейский боевик»: с грустью думаю, что с уходом из него Мела Гибсона он тоже завис.

Поджанр: суперпупермен против злодеев. Пример - «Кобра». И опять-таки: Сталлоне спекся. А дополнительная проблема в том, что непонятно, кого сегодня в таких фильмах делать врагом? Байкеров, рокеров? Нехорошо! Среди национальных мафий никого не тронь, кроме русской, потому что наша диаспора – единственная, которая не выходит на улицы протестовать против плохого изображения Голливудом (японцы такое устроили в Америке после «Восходящего солнца»!). Но делать врагом русскую мафию скучно. Вот албанская есть! Но ее Запад, нечаянно вскормив в Косове, не тронет никогда, потому что иначе придется признать, что югославская война была как минимум ошибкой.

Поджанр «фантастический боевик» – «Терминаторы», первый «Робокоп». Тут и вовсе печальная ситуация. И дело не только в том, что Шварценеггер ушел из терминаторов в губернаторы, а Дизель, на которого ставили, так и не стал мегазвездой. Именно эта разновидность выродилась в экранизации комиксов и компьютерных игр. Вот и имеем вместо «Терминаторов» Doom, «Ван Хельсинга» (как к нему ни относись – не вечное кино) и «Обитель зла».

Поджанр фантастического боевика «космический боевик»: «Звездные войны» - разговор отдельный, но поразительно, что истинно умная и оригинальная картина Пауля Верхувена «Космический десант» была так заклевана на Западе, что охота к эстетическим экспериментам (в «Десанте», фантастический сюжет соединен с эстетикой сталинско-гитлеровского кино) у режиссеров отпала напрочь.

Комедийный боевик: ничего достойного, кроме «Мистера и миссис Смит», не появлялось годами.

Постмодернистский боевик – Тарантино, Родригес, Гай Ричи, «Формула-51», недавний «Поцелуй навылет» и т. д. Тут вроде порядок, но согласитесь, что истинные явления – «Убить Билла» или «Однажды в Мексике» - и здесь редки.

Политический боевик – исчез как класс, хотя когда-то были и «Три дня Кондора», и «Принцип Домино». Затрагивать актуальные конфликты, то есть свои правительства, в современном мире так же стремно, как социальные меньшинства. Нет, те же американцы, которые свободнее наших, творят диссидентские акции: «Фаренгейт 9/11», «Сириана», но это публицистика, а не экшн.

Военный боевик – может, и хорошо, что тоже сдыхает, потому что всегда (от «Коммандо» до «Рядового Райана», не говоря уже про «Рэмбо») был полон вранья, нес в себе имперскую идеологию, а в Америке и вовсе превратился в дикий – для всех переживших войны стран – жанр «военные приключения». Вместо военного боевика в Голливуде появляются военные драмы - от «Тонкой красной линии» до новейших «Морпехов».

Поджанр «суперагент – один против всех в загадочном для него конфликте» пока вроде перспективен. Всегда будут продажные представители спецслужб, предающие государства, затаившиеся фашисты. Был «Ронин». Две серии про Борна (грядет третья) тоже в меру неплохи.

Но Метт Деймон как герой боевика… извините.

И тут мы опять возвращаемся к Бонду и «Миссии: невыполнима», которые сегодня начинают восприниматься в спайке. Беда в том, что Круз – в его-то скорые 44 – тоже начинает выглядеть как папик-Бонд. Значит, есть основания предполагать, что «МИ-3», даже если соберет гигантские деньги, станет последней частью киносериала (если только Круз не решится оставить за собой лишь продюсерство, передав роль более молодому актеру). И до «МИ-5» и «МИ-6» дело не дойдет (а довести было бы прикольно, ведь это аббревиатуры британских разведок, на вторую работает Бонд).

Может, создатели «Миссии-3» не зря скрывают ее сюжет? Может, они и впрямь придумали нечто, осознав, что миссия их «Миссии» - возродить интерес к некогда главному голливудскому жанру?

Не то боевик и впрямь начнет восприниматься новой публикой как уходящая натура. Как папино кино.



Источник: «Русский Newsweek». № 16-17, 24.04.-14.05.2006,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
21.02.2022
Кино

Сцены супружеской жизни

Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.

Стенгазета
18.02.2022
Кино

«Превращение» в «Паразитов»

Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.