Velvet Music/«Союз», 2011
23.12.2011 | Диски
Елка: «Точки расставлены»Русский поп, каким он должен быть
Бывают странные сближения — вот и в середине пластинки певицы Елки, новой надежды отечественной популярной музыки, обнаруживается песня, которую сочинил Денис Наан, в прошлом автор проектов «Прогоним песню» и «Масса Крыма», слывших новой надеждой отечественной непопулярной музыки. Впрочем, в случае Елки удивляться не приходится — она и сама большое и увлекательное противоречие: бывшая подопечная Влада Валова, специализировавшаяся на урбанистическом R’n’B, теперь прячет татуировки под великосветские платья и выступает почетной гостьей на передачах Первого канала. К сведению: «Точки расставлены» — четвертый альбом Елки. Много ли людей слышали предыдущие три — вопрос. Этот услышат точно.
Точки тут, впрочем, расставлены не столько над i, сколько в многоточии. То есть — да, альбом связный и цельный (в плане звука тут процветает среднетемповый коммерческий соул, аккуратно смасштабированный для сельской местности), но в целом все-таки скорее разметка территории, больше заявка, чем победа. Елка удачно расставляет вешки — от Эми Вайнхаус до Аллы Пугачевой, от большой эстрады до регги в ночи; есть и перепевка михеевской «Суки-любви», и неожиданная цитата из «Bittersweet Symphony». Елка вносит деликатные, но уместные уточнения в сценическое амплуа — это все та же женщина-в-большом-городе, однако акцент здесь не на силе или слабости характера, а на некоем выстраданном эпикурействе: не все ладится, но как-нибудь прорвемся; лучшая иллюстрация в этом смысле — номер «Я в печали», заголовок которой Елка пропевает с какой-то зычной радостью. Заложенная в главном шлягере певицы буржуазная мечта постсоветского человека попасть из уютного кафе в благодушную заграницу здесь расписана в подробностях — как и та среда, которая эту мечту окружает.
И главное. Рецензии на отечественные поп-альбомы на этих страницах, как правило, было либо принято сопровождать извинениями, либо обставлять как акт постмодернизма — так вот в случае Елки не хочется ни оправдываться, ни подмигивать. Существует полуохранительская теория, которая заключается в том, что пока действующий режим пребывает у власти и дает населению некие гарантии спокойствия и достатка, это самое население мало-помалу цивилизуется — и чем дольше продержится эта хрупкая конструкция, тем меньше шансов, что ее неизбежный коллапс будет сопровождаться большой кровью. Из альбома «Точки расставлены», конечно, никаких глобально-исторических выводов не следует — но, как это ни парадоксально, в отечественной поп-музыке и правда стали происходить положительные сдвиги.
К счастью, есть ребята типа скрипача и игрока на банджо Джейка Блаунта, который может ещё напомнить, что протест и отчаянное стремление к выживанию чёрной расы стояли в принципе у истоков всей афроамериканской музыки. Ещё до разбивки на блюзы, кантри и госпелы. И эта музыка была действительно подрывной.
«Дау» — это проект, к которому нужно подходить подготовленным во многих смыслах; его невозможно смотреть как без знания истории создания картины, кастинга актеров и выстраивания декораций, так и без рефлексии собственного опыта и максимальной открытости проекту. Именно так «Дау» раскроется вам во всей красе.