Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

05.07.2011 | Арт

Мы с тобой – одного языка

Коллекцинер Виктор Бондаренко и художник Дмитрий Гутов доказывают, что национализму в России не место.

В преддверии Дня России в новооткрытом Тверском центре современного искусства “TverCA” – тонкая игра слов, сочетание названия местной речки Тверцы (хоть сам Центр занял здание Речного вокзала на самой Волге) и понятия “contemporary art” – стартовал проект коллекционера и мецената Виктора Бондаренко (идея) и художника Дмитрия Гутова (исполнение) под дерзким, но справедливым девизом “Россия для всех” – ответ тем темным силам, которые сначала скандируют “Россия для русских”, а потом хватаются за кастеты и бейсбольные биты.

В августе выставка – 80 текстов-картин шпалерной развески – отправится в Нижний Новгород, затем в Пермь, а дальше в Петербург, в Русский музей.

Проект поддержали знаковые фигуры российской (именно российской, а не русской) культуры – министр Александр Авдеев, сенатор Александр Починок, профессор Евгений Ясин, певец Иосиф Кобзон, телеведущая Александра Буратаева, художник Айдан Салахова, вездесущий Леонид Парфенов.

Тут есть о чем говорить. План этой выставки – имена тех, кто так или иначе внес вклад в наше национальное наследие, дополненные обозначением их происхождения, – возник у Бондаренко после мерзейшего побоища на Манежной площади. “Мы хотим, чтобы сторонники “России для русских” задумались, будет ли в их России место Богоматери-Заступнице земли Русской, Иисусу Христу, Александру Невскому, патриарху Алексию II, Майе Плисецкой, Владимиру Высоцкому; а также авторам песен “Русское поле”, “Журавли”, “День Победы” – среди которых два еврея, аварец и армянин?” – с этих слов Бондаренко начинаются экспозиция и каталог.

Дальше следуют в качестве эпиграфа цитаты из “Заметок о русском” Дмитрия Лихачева и “Афоризмов житейской мудрости” Артура Шопенгауэра – названия источников скрыты, но я проверил, подлинные, благо книжные полки пока никто не отменял. И тот, и другой считают национализм показателем слабости и убогости. Так оно и есть.

С художественной точки зрения работа рафинированного эстета, несмотря на левацкие убеждения, Дмитрия Гутова удалась. Написанные размашисто на холстах фамилии, причем не повторяющиеся в графичности (тут написанное слово очень важно) и снабженные граффитичными по стилю подписями (типа “Еврей по матери” к Господу нашему – кровь вроде бы решает все), развешенные встык, являют собой афишу какого-то советского кинотеатра, где крутят фильмы про Христа, Левитана, Фаберже, Пушкина, между прочим, по прадеду арапа. Это длинный киносеанс, в восемьдесят роликов. Но долгость отечественной культуры и основывалась на множестве ее компонентов, этнически разнородных.

Ностальгическая компонента картин, в которых цитируются так возлюбленный Гутовым шрифт книжных обложек 60-х, те же самые киноплакаты раннего советского кино и одновременно антибуржуазная экспрессивность модернистского искусства, которое художник, вслед за своим кумиром Михаилом Лифшицем, якобы отрицает, отлично объяснена в статье историка Романа Багдасарова, тоже подключившегося к проекту.

“В 1920-е годы, когда родился советский кинематограф, исчезли две имперские индентичности: русский и подданный”, – пишет он. Пресловутый “хомо советикус” мало обращал внимания на национальность соседа. А вот “россиянин” зорко следит за пропиской человека, который каждое утро метет его двор.

Ну и личное, как полагается, под конец. Я долгое время считал себя чистопородным русским, с дворянскими корнями. А тут выяснилось, что прадедушка был поляком. Из шляхтичей, правда. Все же не захудалый род. Но какое-то время ощущал себя гоголевским Андрием, связавшимся с инородцами.



Источник: "Культура", 23 - 29 июня 2011г.,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
08.11.2021
Арт

Вечные 90-е

Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».

Стенгазета
28.07.2021
Арт

Внутренний фронт

Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.