Из-за скандала с номинированием акции арт-группы «Война» об «Инновации», единственной госпремии в современном искусстве, узнали даже те, кто раньше ею не интересовался. Но этот скандал - далеко не единственное, что стоит за названием «Инновация». О номинациях и выставке финалистов премии, вручаемой Государственным центром современного искусства, рассказала куратор этой экспозиции, начальник отдела художественных программ ГЦСИ Ирина Горлова.
— Вы как куратор выставки замечаете, как изменяется ее статус в сознании художественного сообщества России?
— За шесть лет многое изменилось. В организационном плане все стало более структурировано. Обозначились четкие контуры и жесткая система. Если в первый год существования «Инновации» только в номинации «Произведение искусства» было более двадцати финалистов, то сегодня регламент единый для всех конкурсных номинаций: пять претендентов. Для повышения статуса современного искусства важны новые, введенные со второго года существования конкурса номинации: новая генерация, региональный проект. Они помогают открытию новых имен и освоению новых территорий.
— По поводу номинации «региональный проект» существуют разные мнения. В частности, екатеринбургский куратор, член экспертного совета «Инновации» Арсений Сергеев считает, что эта номинация — позор премии. Возможно потому, что она априори делит художников на столичных и провинциальных…
— Я не согласна с Арсением. Региональный проект совсем не синоним провинциального. Само слово «региональный» в названии номинации лишь определяет географию проведения мероприятия. В этой номинации собраны проекты международного уровня (в частности, такие биеннале, как Уральская, Южно-Российская или победитель прошлого года — Красноярская музейная биеннале). В то же время эти проекты трудно включить в номинацию «кураторский проект», не потому что они менее профессиональные, но потому, что подчас представляют собой сложные, многосоставные программы, включающие в себя целый ряд выставок, созданных разными кураторами. Просто инициатива их проведения принадлежит не Москве или Санкт-Петербургу, а регионам. К тому же сам факт включения многих выставок и других проектов, реализованных в различных городах России, в состав номинантов конкурса способствует, как показывает опыт, дальнейшему развитию современного искусства в этих регионах.
— В нынешнем году итоговая выставка финалистов конкурса, видимо, особенно сложная для экспозиционной режиссуры. Многие проекты (группы «Война», Андрея Монастырского, региональные, молодежные программы) были созданы в жанре перфоманса, в режиме реального времени. Что выставляете?
— Действительно, экспозиция сложная. Трехмерных объектов и традиционных техник мало. Перфомансы, акции, уличное искусство мы показываем в виде документов, фильмов и фотографий. Но в тех случаях, где есть такая возможность, мы стараемся представить произведения в полном объеме. Нам важно сделать выставку интересной для зрителя, то есть не только предоставить ему документальную информацию о уже реализованных и показанных в других местах работах, но позволить увидеть их еще раз. Руководит экспозицией генеральный директор ГЦСИ Михаил Миндлин.
— В разговоре о премии нынешнего года никак не обойдешь ситуацию с группой «Война». Что вы думаете об этом?
— Считаю, что история с «Войной» — следствие своеобразного пиара, т.е. повсеместного распространения публикаций, где члены группы заявили, что в государственных конкурсах не участвуют. Если бы этих заявлений не было, не было бы и поводов для шумихи. Хорошо, что, несмотря на все кульбиты, материалы об их акции «Х.й в плену у ФСБ» попали в каталог номинантов.
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».
Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.