Насколько верно расхожее мнение о том, что вы в первую очередь снимаете мультфильмы про себя?
Все мои фильмы рассказывают о других людях. Взять хоть "Волосы дыбом". Хотя вы знаете, я там есть — тот парень, что на скутере. И в "Идиотах и ангелах" в главном герое есть мои черты. Как и он, я тоже часто совершаю идиотские поступки. Я пытаюсь походить на ангела, но чаще всего остаюсь идиотом. Штука в том, что у каждого на спине растут невидимые крылья. Чтобы научится на них летать, ими нужно заниматься — делать упражнения. В этом основная идея картины. А вот в цикле про собаку и в "Корове, которая хотела стать гамбургером" меня нет совсем.
Во всех ваших работах довольно много агрессии и карикатуры. Вы действительно ненавидите Америку?
Что вы! Я люблю Америку. В конце концов, не только же в Штатах люди день ото дня становятся все более алчными и эгоистичными. От денег растет чувство собственного величия и желание власти. В "Идиотах и ангелах" я прямым текстом проговариваю, что тщеславие — страшно опасная штука. Когда оно тобой овладевает, ты перестаешь думать о других людях. Если вы помните, по сюжету все пытаются завладеть крыльями главного героя и использовать их в своих корыстных целях.
А вот ваша недавняя короткометражка "Корова, которая хотела стать гамбургером" — разве не грубая сатира на США?
"Корова" в первую очередь о рекламе. О том, как реклама вторгается в твою жизнь и изменяет ее. Она может быть также очень опасна. И речь опять-таки не только об Америке, а о любой другой стране.
Что бы вы включили в понятие "американская культура"?
Она очень популистская. И это потому, что она сильно зависит от денег. Я и сам пытаюсь делать свои фильмы как можно более ориентированными на зрителя. Я хочу, чтобы люди, которые приходят посмотреть мое кино, хорошо повеселились. Что тоже, является одной из сторон американской культуры. Ну а ключевые ее моменты — это телевидение, блокбастеры и т.д. В общем, все, что относится к культуре среднего класса.
Сколько у вас занимает процесс создания полнометражного и короткометражного фильмов? Вы же обычно сами отвечаете за все этапы съемки.
Короткий метр — два-три месяца, полнометражный фильм — два-три года.
Вы их дома рисуете?
В своей студии. У меня там три подчиненных трудятся. Но иногда я что-то делаю у себя дома. Когда рисунков становится около 30 тысяч, я отдаю их помощникам, что они их раскрасили и скомпоновали вместе.
Почему вам до сих пор не дали "Оскар"? Во всем виноват "Pixar"?
Я вам объясню почему. Средний бюджет моей короткометражки — 5 тысяч долларов. Остальные фильмы, которые обычно участвуют в соискании на "Оскар", стоят миллионы. Помимо "Pixar", есть еще работы из Франции, Германии и других стран — все очень дорогостоящие. Так же играет роль то, что я свои фильмы делаю за несколько месяцев, а они — годами.
В конце титров к "Идиотам и ангелам" есть благодарность Джиму Джармушу. Какое отношение он имеет к фильму?
Фильм немой, поэтому музыка в нем играет главную роль. Когда я рисовал "Идиотов и ангелов", я много слушал Тома Уэйтса и думал, как бы так заполучить его в саундтрек. И поскольку Уэйтса я не знал лично, я решил выйти на него через моего давнего приятеля — Джима Джармуша. Мы с ним созвонились и я предложил Джиму глянуть промо "Идиотов" с условием, что если ему понравится, он отправит диск Тому. Ответ я получил спустя месяц. Уэйтс же нелюдим, а его делами занимается жена — Кэтлин Бреннан. Вот от нее-то и я получил письмо. В нем говорилось примерно следующее: "Тому понравилось. Можете взять любую песню из его фонотеки". Я страшно обрадовался. И все благодаря Джармушу.
Кого из современных аниматоров вы могли бы назвать своим единомышленником?
Мне очень близок Дон Херцфельдт. Если говорить о русских, то я страшный фанат Константина Бронзита. Гарри Бардин — тоже неплох. Тим Бертон, конечно. И Терри Гиллиам. Он всегда меня поддерживает. Пару лет назад мы с ним встретились на фестивале в Дубае. У меня было с собой портфолио с набросками из "Идиотов и ангелов" и он попросил меня показать картинки. И ему снесло голову. Он выпивал и паралеллельно внимательно изучал все содержимое папки. В какой-то момент к нам подошла агент Терри и позвала его на интервью с BBC. Гиллиам послал BBC к чертям собачьим и продолжил смортеть на мои рисунки. Потом он сказал, что готов оказать мне любую помощь в продвижении фильма. Тогда-то я и озвучил ему мое желание сделать в начале фильма титр "Терри Гиллиам представляет". Если вы знаете, как устроен бизнес в Голливуде, то хорошо понимаете, что такое дорогого стоит. Терри же не попросил ни копейки.
Кстати, по поводу Гиллиама. Он как-то пошутил — что за наркотики вы употребляете и где берете. А если серьезно?
Может быть, раз месяц я и покурю марихуану, но не более того. В основном я настолько занят работой, что поразвлечься времени не остается. Обычно я рисую с 6 утра до 7 вечера. Заниматься анимацией для меня одно удовольствие. Это и есть мой героин.
«Рик и Морти» часто делает отсылки к популярному кино, и к четвертому сезону их становится только больше. Иногда создатели просто подмигивают зрителям, делая лишь отсылки-камео (например, монстры-фейсхаггеры в «Промортее» заимствованные, как и название эпизода, из «Прометея» Ридли Скотта ). Однако во многих сериях авторы умещают целые структуры из культовых фильмов.
Главные фестивали начала лета, не в силах больше обходиться без зрителей, начали делать первые шаги к выходу из карантина. Загребский Animafest в начале июня шел полностью «вживую», и пусть гостей было меньше обычного, восторг от «возвращения в нормальную жизнь» тех, кто смог добраться до Хорватии, с первого дня поднял градус фестиваля очень высоко.