Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

11.10.2021 | Анимация

Звездные войны и шутки про нацистов

Рецензия студентки школы культурной журналистики Юлии Кузищиной на финал 4 сезона анимационного сериала "Рик и Морти""

публикация:

Стенгазета


Текст: Юлия Кузищина


Список эпизодов:

Эпизод 6 Риконечная Мортистория,

Эпизод 7 Промортей

Эпизод 8 Эпизод про чан с кислотой

Эпизод 9 Дитя Риковеческое

Эпизод 10 Звёздные Морти: Возврикщение Джерри

Первые эпизоды четвертого сезона «Рика и Морти» вышли прошлой зимой после двухлетней паузы. Циничный ученый Рик Санчез продолжил эксплуатировать внука Морти во время путешествий по фантастическим и опасным мирам. В мае зрители увидели вторую часть сезона, причем в одной из серий даже успела мелькнуть реплика о коронавирусе.

Закрывающие серии писали новые сценаристы, которые решили обыграть структуру сериала в открытую. Герои постоянно шутят про то, что они внутри сериала, высмеивают собственные клише, а в одном из эпизодов пытаются взломать сценарий. В «Риконечной Мортистории» Рик и Морти оказываются в бесконечно движущемся поезде историй, где каждый пассажир участвовал в их приключениях и желает настойчиво поделиться опытом. Чтобы выбраться, героям нужно найти двигатель поезда, а для этого приходится придумывать приемы, которых еще никогда не было в сериале. Например, они используют тест Бекдел (полуироничный тест на адекватное представление женских персонажей в сюжете) или превращают Рика в религиозного фанатика. Обращение к своей структуре ―  повторяющийся мотив четвертого сезона, и логичное развитие сюжета во вселенной всезнающего Рика. В какой-то момент герои так часто ломают четвертую стену и шутят про сериал, что за этим теряются новые шутки. В метасюжете о своих сценарных уловках авторы высмеивают повторы, но сериал движется именно в этом направлении.

С третьего сезона в «Рике и Морти» стало больше экранного насилия, но его уравновешивала «семейная» линия. Пока Рик с помощью изобретений манипулировал параллельными вселенными, его родственники выясняли отношения друг с другом, а также пытались заставить Рика посещать с ними семейную терапию. Четвертый сезон стартует со сцены семейного завтрака, где озвучиваются новые правила - принцип согласия. Рик привычно их саботирует, как и сами сценаристы: в новых эпизодах семейные отношения появляются номинально. Они практически не развиваются и представлены как ситуации: стереотипный родительский контроль, семейный кемпинг с унылым папашей («Дитя Риковеческое»). В эпизоде «Звёздные Морти: Возврикщение Джерри» есть попытка наверстать тему: Морти и Саммер объединяются, Бет находит себя, буквально встречаясь с собственным клоном. Игнорирующий социальные нормы Рик сталкивается с одиночеством ― но эта линия остается заделом для новых серий.
 «Рик и Морти» часто делает отсылки к популярному кино, и к четвертому сезону их становится только больше. Иногда создатели просто подмигивают зрителям, делая лишь отсылки-камео (например, монстры-фейсхаггеры в «Промортее» заимствованные, как и название эпизода, из «Прометея» Ридли Скотта ). Однако во многих сериях авторы умещают целые структуры из культовых фильмов («Возврикщение Джерри» ― большой трибьют «Звездным войнам»). Когда ностальгических отсылок становится слишком много, закрадывается ощущение, что задор шоу немного подугас.

Это ощущение «Рик и Морти» маскирует лихим кровавым беспределом. В начале сериала школьник Морти привыкал к расширившейся вселенной, к концу он буднично умирает на экране, убивая десятки версий себя или устраивая с дедом геноциды. Пределы шуток обозначены: в «Промортее» герои пародируют исторические события, отстреливаясь от агрессивных инопланетян и  отказываются шутить на болезненную тему 9/11. Но разрешают себе стеб над более давней историей: шуток про Гитлера и нацистов в конце четвертого сезона хоть отбавляй. В целом сезон не очень изобретательно относится к новым мирам. Ничего похожего на запомнившийся фанатам боевой огурец в экзоскелете из крысы на экране не появится. Особенных изменений в жизни постоянных персонажей также не происходит. Больше всего достается отцу семейства Джерри, которого убеждают в бесполезности настолько, что это перестает быть смешным (как будто извиняясь, создатели посвящают ему последний эпизод после титров, где отправляют его в безопасное приключение на мусоровозе). Сериал все еще держит внимание остроумными диалогами, которые сложно передаются в переводе, и гипертрофированным анимационным насилием. К концу он грозит превратиться в набор приколов для фанатов «Звездных войн», а сюжет буксует на месте и утопает в отсылках ради отсылок. Но может быть, знакомые образы как раз помогают снимать напряжение в тревожное время.

Дополнительно:

 В первой части четвертого сезона также есть несколько серий, посвященных культовым фильмам.

Например, третий эпизод «Прорикая над гнездом рикушки» пародирует «11 друзей Оушена», высмеивая устройство фильмов про ограбления - то, что половину фльма собирается команда, то, что настоящее действие дополнительно поясняется в конце. Также сериал переворачивает принцип подбора этой команды и организацию ее действий - Рик изобретает рандомизатор, помогающий избегать разумного выбора. Дополнительная отсылка – Рик с леденцом, который пародирует Бреда Питта в фильме.

Пятый эпизод «Звёздный Рикрейсер "Гадлактика"»  отсылает к «Терминатору», сюжет которого переносится в мир, населенный змеями. В этом эпизоде Морти становится аналогом Джона Коннора, постоянно звучат цитаты из речи Терминатора и появляются визуальные отсылки (например, сцены войны с машинами, но происходящие на планете, населенной разумными змеями). 

 

 









Рекомендованные материалы



VR, кошмар и коронаапокалипсис

Главные фестивали начала лета, не в силах больше обходиться без зрителей, начали делать первые шаги к выходу из карантина. Загребский Animafest в начале июня шел полностью «вживую», и пусть гостей было меньше обычного, восторг от «возвращения в нормальную жизнь» тех, кто смог добраться до Хорватии, с первого дня поднял градус фестиваля очень высоко.


Лучшие фильмы Суздальского фестиваля

«Офлайновый» фестиваль пел и гудел, как в старые времена, несмотря на все ограничения. Это было особенно удивительно оттого, что прошлый, 25-й ОРФАК, был практически последним мероприятием перед локдауном, и то, что для участников 26-й стал первым выходом в свет, выглядело, как сказочное: «моргнул и год прошел».