«Союз», 2010
30.09.2010 | Диски
Взгляд из-за буграИнтернациональный арт-рок проездом из Будапешта в Армению
Путешествие «Герды» начинается с шероховатых звуков старого граммофона, а заканчивается струнной истерикой, лаем и шуршанием обездоленной иглы. В промежутке — крики куклы, доносящиеся из пыльного комода, вольные синкопы, обивающие историю рокового матроса, хруп кая лирика про Иисуса и белку в колесе, исполненная под перекаты арф, авант-хардкор по мотивам португаль ского поэта Пессоа, а также оперное сопрано, пропеваю щее буквально следующее: «Цивилизация — это прекрасная плесень, цветущая в ожидании катастрофы». Недурно для группы, чье имя впервые прозвучало в связи с перепевкой романса «Душечка» для сериала «Азазель» и кавером на «Песню Красной Шапочки» в сборнике «Детский сад, штаны на лямках» — в одном ряду с такими уважаемыми коллективами, как «Лепреконсы», «Седьмой прохожий» и «Чичерина».
С романсами, впрочем, все логично закольцовывается;
«Герда» — это вообще такой взгляд на городской фольклор и салонную культуру с высоты птичьего полета или, если угодно, из-за бугра
(как известно, московские армяне «Дети Пикассо» последние годы живут, играют и записываются в Венгрии): матросы с ножами, черные меха, скрипичные страсти, марионетки, граммофон, пицци като, сопрано. Из всех местных индивидов «Дети» всегда отличались самыми заметными арт-роковыми наклонностями, и «Герда» в этом смысле — апофеоз:
русскоязычный альбом, расцвеченный равно цыганским колоритом и кавказской пылкостью, сыгранный многолюдным составом с привлечением контрабасиста В.Волкова, немецкого индустриальщика А.Хаке и этновокалистки Т.Кузнецовой; прогрессивная психоделическая одиссея.
Не рок-опера, конечно, но вполне себе опера-рок; тут не песни, а именно что номера, где группа отрабатывает разом за оркестр и хор, а певица Гая Арутюнян — за всех персонажей: кричит, верещит, порхает, плачет, дает Монсеррат Кабалье. Потому, наверное, и сквозная тема альбома — жизнь как постановка, разыгрывание одних и тех же типических сценок, человек как кукла; потому и музыка как бы складывается из попыток вырваться из порочного круга заданного сюжета. Другой вопрос, что название «Детей» по-прежнему имеет смысл, и в том, как Арутюнян разыгрывает свои роли, чувствуется какая-то хорошая инфантильная радость; мир, может быть, не самый лучший спектакль — но на него здесь смотрят восторженными дет скими глазами.
«Герда», пожалуй, очень избыточный альбом; сюда даже слишком много всего понапихано — продраться порой трудновато, манерность тоже местами зашкаливает. Но чего тут точно нет — так это тоски по родине.
И даже наоборот — чувствуется, что «Дети Пикассо», променяв Москву на Будапешт, освободились, вдохнули по полной, сделали все декорации и костюмы, которые хотели. И это, конечно, печально. Для родины, я имею в виду.
К счастью, есть ребята типа скрипача и игрока на банджо Джейка Блаунта, который может ещё напомнить, что протест и отчаянное стремление к выживанию чёрной расы стояли в принципе у истоков всей афроамериканской музыки. Ещё до разбивки на блюзы, кантри и госпелы. И эта музыка была действительно подрывной.
«Дау» — это проект, к которому нужно подходить подготовленным во многих смыслах; его невозможно смотреть как без знания истории создания картины, кастинга актеров и выстраивания декораций, так и без рефлексии собственного опыта и максимальной открытости проекту. Именно так «Дау» раскроется вам во всей красе.