Галерея искусств Зураба Церетели на Пречистенке
08.07.2010 | Арт
История пробегомКиров в Москве
В залах Галереи искусств Зураба Церетели на Пречистенке в рамках проекта "Музеи России" открылась выставка "Искусство XX века в собрании Кировского художественного музея. Живопись, графика", посвященная 100-летию основания музея в Вятке. Именно в Вятке, а не в Кирове, поскольку главным, пожалуй, информационным поводом является не сама отменная экспозиция, а сообщение о том, что теперь Кировский областной художественный музей имени В.М. и А. М.Васнецовых опять переименован в музей Вятский. Честно говоря, антисоветская радость администрации музея, тут же, вослед выпущенному при поддержке ОАО "Лукойл" помпезного юбилейному альбому с золотыми буквами заголовка "Кировский областной...", разродившейся ущербной брошюрой, подгаданной для московских гастролей, со словами "Вятский художественный..." на обложке, не очень понятна.
В гигантской коллекции музея, созданного усилиями Вятского художественного кружка при участии московских меценатов до всякого запаха Советской власти, есть, конечно, и древнерусское искусство, и русское, и даже западноевропейское (маньеристическое "Выбривание тонзуры" Маньяско дорогого стоит, а тут еще и Рембрандт, и Калло). Но все-таки главным украшением собрания является искусство советское в самом широком смысле слова - оно-то разумно и привезено к юбилею музея в столицу.
Под советским понимаю и авангард (а как же без его коммунистическо-утопического идеологического бэкграунда!), и соцреализм, и воюющий с последним "суровый стиль", и тухлый брежневский официоз. Все можно увидеть в церетелиевских залах и насладиться - ибо и шедевров, и дурноты собрано в достатке. Нет только этапного для отечественного искусства нонконформизма, но откуда ему в Вятке (или Кирове?) взяться. Экспозиция грамотно поделена на хронологически-тематические отсеки так, чтобы Родченко и Кандинский не сочетались с бесконечными уныло-оптимистичными пейзажами русской провинции 1970-х. В итоге получилась такая скромная, случайно собранная история русского искусства XX века, эпиграфом к которой - кубофутуристический "Пробегающий пейзаж" Ивана Клюна 1914 - 1915-х годов. Вот галопом, наскоком соткана летопись времени и на этой выставке. И, честно говоря, получилось все так логично и органично, что даже позднесоветские залы воспринимаются как логическое завершение несуществующей концепции, как последний выдох цирковой кобылы под названием "отечественная живопись XX века". Под крышей шапито Вятка - Киров - Вятка.
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».
Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.