17.11.2005 | Письма с 53-го этажа
Письмо тринадцатоеПро правильную общественную палату и неправильных демократов
Вообще-то, между Гонконгом и Россией не так много общего. Если уж совсем честно, общего до начала этой недели не было практически ничего, с какой стороны ни посмотри. Однако буквально два дня назад в Гонконге объявили о создании собственной Общественной палаты, что конечно же сразу напомнило о российских реалиях.
Гонконг движется по пути к демократии (многие говорят, что слишком медленно), Россия стремится в противоположном направлении (некоторые жалуются, что слишком быстро), но, судя по тому, что идея создания общественной палаты пришла практически одновременно в светлые головы Путина и Дональда Цанга, мы неожиданно оказались где-то недалеко друг от друга.
Учитывая противоположные векторы нашего движения, этот вряд ли продлится очень долго, поэтому попробуем зафиксировать этот момент и насладиться им в полной мере.
В Гонконге общественную палату решили назвать Комиссией по стратегическому развитию. По-моему, очень красивое название. В общей сложности в Комиссию вошли 153 человека – все были назначены лично главой города Дональдом Цангом. Местные демократы, разумеется, немедленно разделились в своем отношении к этому органу (демократы вообще по-другому не умеют). Один публично отказался принять назначение. Другой сказал, что подождет начала работы, а там, возможно, тоже откажется. Третий и последующие заявили, что пока поработают. Претензии демократов тоже очень похожи на российские – их меньше, чем им хотелось бы. Среди общего числа делегатов всего 10%. Демократов вообще везде, судя по всему, мало, а настоящих еще меньше, а хотят они многого – в результате возникает общественное недовольство.
Зато в гонконгской палате сразу понятно, кто за что отвечает. Это в России глава Альфа-банка Фридман в палату попал от Союза семей военнослужащих, в гонконгской же бизнесмены представляют интересы бизнеса, ученые – ученых, политики – политиков и далее по списку. И никаких эстрадных певиц и знаменитых гимнасток. Дело-то стратегическое.
Вообще, с демократами в Гонконге полная путаница получается для неподготовленного наблюдателя. Как-то за 15 лет в России мы привыкли, что демократы бывают какого-то одного типа. А те, кто не демократ, те, наоборот, патриоты. Или националисты. Или еще кто пострашней.
Не то в Гонконге. Самое радикальное демократическое движение в городе, которое каждый год устраивает службу в память жертв событий на площади Тяньаньмэнь, называется «Гонконгский альянс в поддержку патриотических демократических движений».
Именно так, patriotic democratic. 爱国民主, если по-китайски.
Интересно, в России есть хоть одна организация, в названии которой одновременно было бы и слово "демократический", и слово "патриотический"?
Но ладно патриоты – в Гонконге есть демократы-националисты.
Один из самых видных гонконгских демократов (депутат парламента, между прочим) регулярно ходит к японскому посольству и требует отдать спорные острова Дяоюйдао. И даже собирает деньги на постройку корабля, чтобы подплыть к этим островам и водрузить на них китайский флаг.
Для китайцев Дяоюйдао – это как для русских Крым, и даже хуже.
Неправильные, в общем, демократы в Гонконге. Нестандартные. Не то что у нас.
Автор – корреспондент РИА "Новости" в Гонконге
Вот и в Гонконге закипают страсти на почве межнациональных отношений. Пока ничего не жгут и даже не обещают, но кто знает, к чему может привести французский пример, растиражированный по местному телевидению. Тем более что речь идет о женщинах...
Каждая страна в Азии имеет право давать имена тайфунам, зарождающимся в Тихом океане. В гонконгской обсерватории подошли к этому с маркетинговой точки зрения: "Нам нужны такие имена для тайфунов, чтобы они рекламировали Гонконг по всему миру".