Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

20.04.2010 | Фотография

Старый да малый

Александр Слюсарев и Аман Гельд в МУАРе

   

В Государственном музее архитектуры имени А.В.Щусева в рамках Восьмого международного месяца фотографии демонстрировались три проекта - француженки Франсуазы Югье про питерские коммуналки, серба Райко Каришича про родную "старую деревню" и россиян Александра Слюсарева и Амана Гельда про... непонятно что, с практически абстрактным сюжетом.

Но именно последний проект оказался самым интересным - скорее даже по концепции, а не по конкретному наполнению.

Первыми эту выставку под названием "Одна карта, два маршрута" в ноябре - декабре прошлого года увидели посетители пермского Музея современного искусства "PERMM", в Москву ее как уже готовый продукт привез его директор Марат Гельман. И кураторский выбор понятен - Марат Александрович, как известно, является большим любителем и популяризатором интернет-блогов, а "динамическая пара" Слюсарев - Гельд представляет собой, несмотря на значительную разницу в возрасте наших персонажей, равно активных создателей собственных фотодневников в "Живом Журнале". Аман Гельд - это вообще виртуальный аватар, придуманный психологом, социологом, экспертом по маркетингу голландской дизайнерской фирмы Славой Козловым, когда-то, в период увлечения альпинизмом, покорившим "четырехтысячник" Амангельды в Казахстане. Отсюда и имя персонажа, некоего фотографа-любителя, ежедневно выкладывающего в Сети с 2002 года по картинке. Легендарный в профессиональной среде Сан Саныч, наоборот, снимать начал еще в 1958 году, и это настоящий классик так называемой direct photography, "непосредственной фотографии", бесстрастно фиксирующей безжизненные ландшафты человеческого обитания. В общем, один - рекламщик, чьи композиции словно рождены для оформления каталогов, календарей, представительских альбомов и прочей коммерческой полиграфической продукции (но, учитывая качество съемки, очевидно, очень дорогой). Второй - поэт-метафизик, мастер детали, неожиданного взгляда на банальные обстоятельства места, знаток светотени, умудренный аналитик с академическим бэкграундом.

Их свели Интернет и Марат Гельман, нащупавший какое-то родство в самой эстетике двух очень разных художников.

Самое простое объяснение этой потаенной близости - на работах обоих ничего не происходит. К репортажу или постановке, неожиданному сюжету или динамичному ракурсу оба равнодушны. Но в их снимках есть та органика, которая объяснима неразделимым слиянием жизни и творчества, тем уникальным симбиозом, когда объектив является синонимом-продолжением глаза. Перефразируя "Cogito - ergo sum" Декарта, этим авторам можно поставить тяжелый и счастливый диагноз "Снимаю - следовательно существую". В изящно изданном, но скромном (исходя из количества работ в экспозиции) каталоге к выставке Дмитрий Пиликин, бессменный организатор питерских "Фотомарафонов", фестивалей, немного похожих на столичную "Фотобиеннале", только масштабом скромнее, рассказывает о том, как у Слюсарева поездка на подмосковную дачу превращается в фотосессию, и как жена с ребенком Козлова - Амана Гельда - боятся гулять с мужем и папой по европейским городам, зная, как тот может увлечься ну чем-то совершенно ординарным, начиная фотографировать, например, трибуну стадиона или стекла небоскреба.

То есть это живые, общественно опасные люди, удачно осевшие в Интернете, который только и может усвоить их безудержную креативность-продуктивность.

Подлинную, поскольку только Слюсарев может создать шедевр из завитков трубы мерзкого желтого цвета на фоне серой кирпичной стены и из расставленных где-то на станции дворницких щеток. И только у Гельда черепица превращается в фактурный арт-объект, не скрывающий своей соматической природы. У этих двух картографов, путешествующих по параллельным и непересекающимся маршрутам, объективная реальность превращается в фантасмагорию, невидимую глазу заурядного прохожего.

Да, они очень разные. И их оптика исходит из совсем разного онтологического опыта - эскапизма нон-конформиста Слюсарева и консумеризма предпринимателя Козлова. Но и очень близкие в ощущении света и цвета, переливов мерцающей реальности.

Выставка "Одна карта, два маршрута" - не столько апология блогов, сколько подтверждение единой традиции художественной фотографии. Базой которой является, без сомнения, формализм в лучшем смысле этого слова. Кто мог ждать таких выводов от проекта одиозного провокатора Марата Гельмана? Новое положение директора музея, вероятно, обязывает.



Источник: "Кулльтура" № 12, 01-07.03.2010,








Рекомендованные материалы



Дада Уильяма Кляйна

Не умея обращаться с камерой, Кляйн фотографировал все подряд, с любого ракурса и не всегда глядя в объектив. В результате крупное зерно, отсутствие кадрирования, объект, не попадающий в фокус, стали его художественным методом.


Последнее прибежище

Часть фотографической элиты, обвиняя Парра в цинизме, была против того, чтобы его приняли в агентство — он, дескать, не уважает своих моделей и у него отсутствует гражданская позиция.