Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

17.02.2010 | Арт / Фотография

Исчисленные звезды

Портретная фотогалерея Сергея Берменьева

Весь февраль из-под стекол рекламных щитов на остановках скрашивать пассажирам ожидание автобусов станут Олег Янковский, Виктор Цой, Аль Пачино и другие знаменитости. Их лица украшают афиши выставки Сергея Берменьева "8 звезд", проходящей в МГВЗ "Новый Манеж". Она организована Культурным фондом "Национальная портретная галерея" при поддержке Правительства города Москвы и под патронатом самого Юрия Лужкова. На самом деле ее персонажей не восемь, а в два раза больше - в экспозицию-презентацию уже второй части долгоиграющего проекта, посвященную отечественным культовым личностям, включена и начальная серия, героями которой являются голливудские celebrities, а также карикатурист Борис Ефимов.

Это странное соседство вполне объяснимо: именно после его фотосессии в начале 2008 года и родился замысел "8 звезд" - цикла выставок, состоящих из восьми "историй" про известных персонажей, в свою очередь слагающихся из четырех их черно-белых портретов-"глав".

Коллекционировать "замечательных людей" один из самых известных российских фотопортретистов Сергей Берменьев начал еще в конце 70-х, так что его проект - это попытка каталогизации собственного безграничного архива хотя бы в разделе, связанном с деятелями культуры. Их автор и принялся разбивать на звездные "восьмерки" по принципу, как показывает нынешняя выставка, известному только ему. В первой части команда состояла из американских киноактеров (как уже было сказано, Ефимов - объяснимое исключение). А в новую серию вошли, кроме Леонида Филатова, Аллы Демидовой, Сергея Безрукова, Олега Табакова, Любови Полищук и Олега Янковского - деятелей, так сказать, экрана и сцены, еще Карен Шахназаров (он, впрочем, тоже имеет непосредственное отношение к кино) и даже Виктор Цой. Еще несколько смущает мирное сосуществование в одном зале живых и мертвых. А также то, что открывает экспозицию одиночный портрет покойного патриарха Алексия II - неуместная в светском контексте личная дань памяти.

Но эти претензии к логике и композиции выставки легко можно оставить по причине отменного качества самих работ Берменьева.

Они счастливо избежали двух главных искушений, подстерегающих того, кто решился на съемки знаменитостей, - гламурного лоска и скандальной репортажности папарацци.

Наверное, тут сказалось и то, что все герои выставки не имеют отношения к шоу-бизнесу. И то, что Берменьев практически всегда работает в студии, превращая процесс фотографирования в акт дружеского общения с моделью. К тому же, как видно, он неплохой психолог, умеющий почувствовать и передать мимолетные оттенки эмоционального состояния натуры - от задумчивой грусти до лукавого веселья, от секундного испуга до невольного раздражения. Важно еще то, что Берменьев фиксирует только лицо (часто еще руки) портретируемого, избегая театральности выстроенных поз, нелепого антуража и вообще всякой сюжетности (хоть, как уже упоминалось, называет свои серии "историями"). И черно-белый колор у него - не дань моде, а творческая необходимость, отсекающая все лишнее и заставляющая говорить только свет и тень.



Источник: "Культура" № 5, 11-17.02.2010,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
08.11.2021
Арт

Вечные 90-е

Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».

Стенгазета
28.07.2021
Арт

Внутренний фронт

Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.