Mordant Music, 2009
30.11.2009 | Диски
Голос одинокого БаронаХонтологическая электроника с хорошими песнями
Если существует на свете группа, оправдывающая применение к музыке многомудрого жанра хонтология, то это именно Mordant Music. Свой первый альбом двое англичан под псевдонимами Барон Мордант и Адмирал Грейскейл описывали как «потерянную трансляцию с потусторонней радиоточки»; в этом году они выпустили (впрочем, тут уже уместнее будет единственное число — Адмирал с тех пор успел уйти в отставку) песню «The Hauntological Song» — престранный ремейк «The Logical Song» группы Supertramp. Как и другие, Mordant Music ткали из отзвуков британских 70-х, раннего Брайана Ино и саундтреков к «Доктору Кто» мерцающие абстрактные треки, прозревали тени прошлого в настоящем — и, в общем, повода поговорить про них отдельно не возникало.
На «SyMptoMs» у одинокого Барона впервые прорезался голос — и вот это уже совсем другое дело.
С этой самой хонтологией при минимальном в нее погружении возникала одна проблема. Это как рассматривать чужие альбомы со старыми фотографиями: чем дальше, тем больше начинаешь путаться в персоналиях; лица сливаются — остается только черно-белая гамма и фарфоровые слоники на книжных полках. Новый альбом Mordant Music, если развить метафору, больше похож на связную историю, где фотографии выступают не в качестве содержания, а в качестве иллюстраций. Проще говоря, Барон сочинил энное количество полноценных песен.
Музыка здесь — духи старой Англии, подключенные к синтезаторам: клавишные партии будто бы висят в утреннем тумане над Темзой, умеренный кислотный бит — как аккомпанемент к прогулке по опустевшему Сити; голос же, кажется, принадлежит не человеку, а его астральному телу, повествующему откуда-то из закулисной реальности.
Тут и слова соответствующие: набор потайных намеков, кэрролловские парадоксы из бездонной кроличьей норы. Вообще, чисто символический теневой синтипоп Mordant Music более всего напоминает не Belbury Poly и не The Focus Group, но группу Coil начала 90-х (я осознаю, что упоминаю тут Coil каждые две недели, но не вижу в этом ничего криминального — в конце концов, этой группы в современном мире катастрофически не хватает). «SyMptoMs» есть прорыв из лабиринтов памяти куда-то на секретную территорию любви («Love’s Secret Domain» то есть — хотя ему Mordant Music, конечно, не ровня). Словно заслуженный библиотекарь вдруг обнаружил, что в его собственной голове куда больше реальной мистики, чем на пыльных полках архива. В какой-то степени тревожный, но понятный симптом.
К счастью, есть ребята типа скрипача и игрока на банджо Джейка Блаунта, который может ещё напомнить, что протест и отчаянное стремление к выживанию чёрной расы стояли в принципе у истоков всей афроамериканской музыки. Ещё до разбивки на блюзы, кантри и госпелы. И эта музыка была действительно подрывной.
«Дау» — это проект, к которому нужно подходить подготовленным во многих смыслах; его невозможно смотреть как без знания истории создания картины, кастинга актеров и выстраивания декораций, так и без рефлексии собственного опыта и максимальной открытости проекту. Именно так «Дау» раскроется вам во всей красе.