18.11.2009 | Pre-print
Химфизика и ее обитатели-4Последний день Помпеи
(Продолжение)
Я и Марьяна гуляем с няньками во дворе, подходят две женщины и спрашивают: «Девочки, как вас зовут?» «Меня зовут Марьяна, а ее зовут Катя, но она еще не умеет разговаривать». Помню, что я огорчилась, я могла сказать свое имя, ну может быть не Катя, а Кака. В полтора года разница в шесть месяцев играет роль, Марьяна была старше и развязнее. Это одно из самых ранних моих воспоминаний. Двух женщин: Эрну и Зину, сотрудниц Химфизики, я и потом видела во дворе. Кто из них Эрна, а кто Зина, я никогда не знала, для меня они выглядели как близнецы. И хотя они просто шли рядом, казалось что держатся за руки. Как-то я спросила папу: «А они близнецы?» «Совсем нет, даже не сестры». Жили бы они сейчас, то, не будучи сестрами, могли бы пожениться.
Отец Марьяны, Владислав Владиславович Воеводский или Владик, как его называли друзья, работал в Химфизике. Я видела, как он пробегает домой, высокий, худой, спортивный, всегда без пальто. Лицо длинное, с длинным носом и подвижным большим ртом, интересное, с небольшими живыми глазами.
Мой отец говорил: «Владик хочет умереть здоровым». К сожалению, так и получилось, он умер неожиданно в 49 лет, после лыж и бассейна. Я видела, что мой отец плакал на похоронах, прежде я не видела его плачущим.
Когда мне было пять лет, мама повела меня и брата в Третьяковку, для эстетического развития. Многое мне понравилось, но когда в музейной лавке мама предложила мне выбрать одну репродукцию, я выбрала «Последний день Помпеи» Брюллова. Мой брат выбрал плакат «Мы тоже будем летчиками», - два пионера запускают планер. Сейчас такой плакат был бы коллекционным, совершенный китч. Правда, «Последний день Помпеи» тоже китч.
Репродукцию повесили у меня над кроватью, тогда же я узнала и историю Помпеи, ее ужасную гибель, ( большой подарок будущему человечеству). Я до сих пор люблю читать о Помпее и написала много фресок на помпейские темы и даже просто копий многих фрагментов. Вскоре ко мне зашла Марьяна, она сразу заинтересовалась картиной, а когда я рассказала ей историю про извержение Везувия, немножко позавидовала. «А у меня дедушка погиб в последний день Помпеи,» - сказала она. Тут уже я позавидовала. Я рассказала своей маме об этом, мама грустно кивнула, и ничего не сказала.
Отец Владислава Владиславовича, ленинградский юрист был расстрелян, в 37-м или 38-м, тогда же, когда и моя бабушка. Его мать (кажется, тоже юристка) Берта Ароновна, была сослана. Женился Владислав Владиславович еще в институте. Людмила Леонидовна Разумова была из репрессированой дворянской семьи. Она была высокая с несколько резким прямым лицом и такими же манерами.
Жили Воеводские в нашем дворе, на первом этаже в одном из двухэтажных зданий, построенных после войны пленными немцами. Предполагалось, что это будут временные на 10 лет жилища, но простояли они лет 50.
Окна квартиры выходили в палисадник, и можно было крикнуть Марьяне в окно, чтобы она вышла погулять. В доме было просто, может быть из-за крашенных полов. Хозяйство вела Дуня, Авдотья Давыдовна. Она прожила в семье много лет, попала в дом родителей Владислава Владиславовича, когда ей было 16. Это была высокая старуха с широким «чухонским» лицом, в доме она была мрачна и ворчлива, но во дворе безудержно и весело кокетничала с дворником. Людмила Леонидовна говорила, что у Дуни четвертая молодость.
Дуня или Дуняша, как ее называли Воеводские была неграмотна, даже Марьяна пыталась научить ее читать, но безрезультатно. Она сохранила квартиру в Ленинграде в блокаду, и в доме была своей. В квартире на Воробьевке, в большой комнате стоял старинный рояль, отца Владислава Владиславовича, а на нем ноты, старые романсы, в частности Вертинского.
Однажды Владислав Владиславович сказал моему отцу, что все отдал бы за умение петь. Я слышала, как он пел в компании, с удовольстствием, хотя и без особых данных. Мой отец удивился, что он так высоко ставил умение петь, хотя сам в доме часто пел, развлекая себя и нас. Слова он придумывал свои. На мотив Марсельезы:
Рабинович медведя выво-о-дит,
Продавать на крестьянский базар.
Это про маминого отца, который любил рассказывать про тюрьму и ссылку (царских времен), и как он ходил на медведя.
Комната Людмилы Леонидовны поражала меня. Маленькая, квадратная она была обклеена темно-зелеными обоями в огромных цветах, и казалась коробочкой. Иногда я видела, как она кормит грудью младенца, младшую дочку Ниночку. На столе стояло большое китайское блюдо с синими рисунками, а на дне было налито синеватое молоко. Только много лет спустя, разглядывая другое китайское блюдо, я поняла, что это синий кобальт смешался с белой глазурью и создал молочный эффект.
В 56-м или 57-м году Воеводские справляли Новый год в доме моих родителей, а мы и еще несколько детей из двора были в доме Воеводских под присмотром строгой неулыбчивой бабушки, Берты Ароновны. В доме она бывала не часто, как-то они с Людмилой Леонидовной друг друга недолюбливали.
Около двенадцати бабушка на нас прикрикнула, чтобы мы не галдели, и включила радио. Она очень внимательно прослушала новогоднюю речь Ворошилова. Меня это удивило, я приписала это любви к вождям и речам, но теперь думаю, она «глядела, какой в афише объявлен новый фарс» и не ожидается ли «последний день Помпеи».
В восьмом классе нас погнали встречать Фиделя Кастро, он ехал по Ленинскому проспекту. А потом по всему городу из репродукторов неслись крики «Obreros y campesinos». Я зашла к Марьяне, Людмила Леонидовна открыла дверь. «Темпераментная речь», - сказала я для приличия. «Отвратительные истерические крики», - ответила она.
Следующую историю рассказал мне отец. В конце пятидесятых Владислав Владиславович путешествовал на пароходе, где была группа англичан. Он свободно знал английский, в детстве был гувернер, и разговорился с ними. Понимали они его легко, но почему-то все время смеялись. Оказалось, что у него был сильный шотландский акцент. Его гувернер был шотландцем.
В конце лета 64-го я вернулась в Москву и зашла к Марьяне. Дверь открыл Владислав Владиславович. «Марьяны нет в городе, а я только что вернулся из Италии. Зайди, я покажу тебе фильм, который там снял». Это было очень лестно, я почувствовала себя взрослой, достойной внимания. Мы смотрели кадры снятые в Венеции и Лидо, он с восторгом рассказывал об Италии. Фильм был любительский, и все было как бы в дымке, а может быть все и было в дымке и отражениях воды, как это бывает в Венеции. Венеция ликующая в бликах и отблесках. Очаровательная, как прекрасный сон, как картины Тернера. Венеция, которая всегда умирает, но всегда восхищает.
(Продолжение следует)
Новая книга элегий Тимура Кибирова: "Субботний вечер. На экране То Хотиненко, то Швыдкой. Дымится Nescafe в стакане. Шкварчит глазунья с колбасой. Но чу! Прокаркал вран зловещий! И взвыл в дуброве ветр ночной! И глас воззвал!.. Такие вещи Подчас случаются со мной..."
Стенгазета публикует текст Льва Рубинштейна «Последние вопросы», написанный специально для спектакля МХТ «Сережа», поставленного Дмитрием Крымовым по «Анне Карениной». Это уже второе сотрудничество поэта и режиссера: первым была «Родословная», написанная по заказу театра «Школа драматического искусства» для спектакля «Opus №7».