30.01.2012 | Путешествия
Тридцать лет спустя — 9Римские каникулы
31 июля
Прошли мимо невероятного размера термы Диоклетиана, в них теперь в частности музей. Направились в палаццо Барберини по совету Бори Кердимуна. Он было долго закрыт на ремонт, а недавно открылся. Палаццо довольно красивое внутри, одно крыло построено Бернини, а другое Борромини, внутри художественный музей. Первый этаж, где Ренессанс, закрыт, второй этаж – маньеристы, караваджисты, километры скуки. Два хороших Пуссена, да Гюбер Робер, да несколько портретов. Разочарование. Марк сказал, что в подвале палаццо недавно нашли храм Митры. Бог солнца Митра родился от девственницы и ненавидел женщин. Культ Митры предшествовал христианству. В подвал публику не пускают.
Пошли в Санта Марию Маджоре. Мозаики 5-го века и 13-го века, но все забито ужасным барокко, которое мешает смотреть.
Зашли в чудесный супермаркет на вокзале, купили продукты, у нас в номере холодильник. Пошли писать в термы Диоклетиана. Потом гуляли по Риму. Масса раскопок, больше, чем я запомнила. Огромный форум Траяна, церковь св. Виталия, Козьмы и Дамиана, дворец Септимия Севера, Колизей. Из-за холмистого рельефа все время открываются захватывающие дух виды.
Решили не трястись в поезде 7 часов до Лозанны, ночного поезда нет, целый день уйдет. Из номера Марк заказал по ИФону билеты на самолет. Это телефон-компьютер удивительное приспособление – весь мир у тебя на ладони. Всю нужную нам информацию во время путешествия Марк из него извлекал.
1 августа
Пошли на виллу Боргезе. Гуляли по парку – вилла по понедельникам закрыта. В этом парке я гуляла с детьми, когда мы жили на Вия Алессандрия в пансионе в 1981 году. Писали акварель, классика – пинии, кипарисы, дворцы. Тихо и жарко. Марк плакался, как ему тяжело в Лос-Анджелесе, вдали от европейской культуры.
Пошли на площадь Испании – забита туристами. Церковь Сан Лоренцо ин Лучина, к ней ведут ступени вниз. Древняя, перестроенная церковь, в ней похоронен Пуссен. Стоит его бюст. В Санта Мария ди Пополо смотрели Пинтуриккио. Очень красивый. Остальное так себе. Караваджо выглядит дико, больше натуральной величины, очень выпирает. Пошли к фонтану Треви – рисовому зерну упасть негде, тысячи китайских туристов.
Мавзолей Августа – огромная круглая руина, а напротив Ричард Майер построил музей. Как обычно, скучная фабричная контора, вроде музея Поля Гетти в Лос-Анджелесе. В Риме это здание ненавидят и хотят снести, я бы и музей Гетти снесла.
Смотрели чудесные мозаики в Санта Праседе, церкви 9-го века. Зашли в магазин, купили Ксене пармезан, и огромный кусок прошутто ди парма, как заказывали. Джеф свинину не ест, но считает, что прошутто не свинина. Не может себе отказать.
Габриелла в Риме, но у нее нет времени встретиться, много друзей. Понимаю, у меня в Москве тоже нет времени.
2 августа
Собрались в Трастевере. Вошли в метро на вокзале – невозможные толпы. Пошли пешком, хотя не ближний свет. По дороге зашли в Санта Марию Арочелли, смотрели Пинтуриккио. Перешли Тибр в том месте, где остров, здесь когда-то, при апостоле Петре, было еврейское гетто. Санта Мария в Трастевере уже закрыта до второй половины дня.
Выпили кофе с булочкой и пошли в палаццо Корсини. Коллекция небольшая, но лучше, чем в Барберини. Вилла Фарнезе – напротив, уже закрыта, работает до часу дня.
Когда мы жили в Риме в 1981 году, я несколько раз в неделю по вечерам ездила в Трастевере заниматься английским. Делала я это для того, чтобы ощутить, что я живу в городе, езжу по своим делам в другой район. В Трастевере мне очень нравилось: уютно, более захолустно, нет римского имперства.
Сели на ступени церкви и писали акварель. Сначала было тихо спокойно, но потом на ступенях сидела толпа народу с мороженым. Напротив было заведение, которое его продавало. Какая-то чокнутого вида девица пыталась со мной говорить, что она собирается изучать технику мозаики, но я ей объяснила, что свет меняется, и я не могу разговаривать.
К вечеру Санта Мария в Трастевере открылась, и мы пошли смотреть мозаики. Изумительно сохранились цвета и очень красиво смотрится в архитектуре. Пошли обратно через Тибр и Серкус Максимус к Колизею. Там, где внутри Серкуса растут кипарисы, в 19 веке было еврейское кладбище. Так было написано в исторической справке на стене. Я спросила: «А что, везде, где растут кипарисы, было еврейское кладбище?» Кипарисов в Риме много.
Возле Колизея дикие толпы китайских туристов. Пошли в церковь Козьмы и Дамиана. Вход сзади. Внутри никого, хорошо. Невероятная по мастерству мозаика, правда с левого края реставрирована. Эта часть выглядит как Ренессанс. Задняя стена церкви стеклянная и глубоко внизу виден храм Ромула – огромное круглое помещение. Там музей и, полно народу. Сели в метро у Колизея – набито неимоверно, но нам только две остановки до Термини – вокзала.
3 августа
С утра в Сан Пуденцию, это недалеко от нас. Смотрели мозаики 4 века. Потрясающая школа, и пейзаж замечательный, и портреты. Сильнее, чем более поздние мозаики. Поехали на метро до Серкуса Максимуса, отсюда дошли до термы Каракаллы. Невероятного размера «банно-прачечный трест». Эту архитектуру копирует Пенстейшн в Нью Йорке.
Сидели в садике сзади и писали акварель, потом ели припасенный хлеб с сыром. Рим большой и утомительный, мы слишком много ходим.
Отправились на Виа Аппиа. Сначала чудесная прогулка под пиниями, но когда вышли за римские городские ворота, начался ад. Не улица, а цель между стенами, тротуара практически нет, проезжающие с грохотом мотоциклы и машины, растирают тебя по стенам. И жара. Насилу добрались до катакомбы Св. Себастьяна. Обратно сели в автобус, вернулись к Серкусу Максимусу. Сначала хотели идти домой, но выпив эспрессо и съев трамецини, на веранде маленького ресторанчика, набрались сил. Еще гуляли на Палатинский холм и потом по городу.
Арривидерчи Рома!
Переехали во Францию, в Ивуар – средневековую деревню со древним замком и городскими стенами. Деревня или маленький городок, невозможно хорошенький, с цветами на всех окнах, полон туристов.
С утра на поезде с красивым названием - Серкумвезувиана, поехали в Помпеи. Вокруг трущобы и графитти, но виды! Залив с островами, пинии. Проехали Геркуланум, вышли в Помпее. И вот она, в двух минутах ходьбы от станции.