Interscope, 2009
18.11.2009 | Диски
Карен О и детиНаивная и дивная ода к радости
Однажды вечером маленький мальчик по имени Макс заигрался в страшного зверя и был отправлен спать в свою комнату без ужина. Ночью в комнате вырос лес и всплыл океан, мальчик сел в лодку и поплыл на другой край мира — к острову, где живут чудовища с пушистыми шкурами и большими желтыми глазами. Макс посмотрел в эти глаза не мигая, и чудовища избрали его своим королем. Они прыгали, танцевали и качались на ветвях, а потом Макс отправил подчиненных на боковую без ужина, понял, что ему одиноко, сел в лодку и вернулся на другой край мира, где его ждала тарелка с горячим супом. 45 лет назад Морис Сендак написал великую детскую книгу с картинками, состоящую ровно из десяти предложений.
В 2009-м режиссер Спайк Джонзи собрал свой меховой интернат и снял по книге фильм, который здесь пока никто не видел, — но песни, которые поют там, где живут чудовища, можно и нужно слушать уже сейчас.
То, что уроженка Южной Кореи, двукратная обладательница звания «Секс-богиня» и бывшая подруга жизни режиссера Джонзи Карен О больше породившей ее группы Yeah Yeah Yeahs, уже по последнему альбому этой самой группы было понятно; вот еще одно тому доказательство. Саундтрек к «Where the Wild Things Are» — почти полтора десятка песен, сочиненных Карен и сыгранных собранным ею инди-роковым оркестром. В аккомпаниаторах — многостаночник Брэдфорд Кокс из Deerhunter, продюсер Мадонны и Регины Спектор Грег Керстин, люди из The Dead Weather и Liars, ну и оба соучастника по Yeah Yeah Yeahs. В подпевалах — хор из необученных детей. В результате — наивная и дивная ода к радости. Аккордеон, фортепиано и глокеншпиль будто пытаются друг друга обогнать, Карен ухает, визжит и раскладывает на буквы слово «любовь», дети хлопают в ладоши и поджигают мелодии пионерским костром, мохнатые звери коронуют своего повелителя — все для того, что жизнь прекрасна.
Не сказать, что в злободневной поп-музыке ощущается недостаток инфантилизма (скорее даже наоборот); штука в том, что у Карен О этот инфантилизм цветет и пахнет без оговорок и подтекстов — во всяком случае, до тех пор, пока звук существует отдельно от картинки.
Любовь зла, но, пока учишься произносить это слово по буквам, знать это не нужно; добрая сказка на ночь необязательно должна сопровождаться последующим кошмаром: спите, пусть вам приснится аттракцион. В сущности, пластинку эту проще всего описать как Arcade Fire для тех, кому от двух до пяти. Первая и лучшая пластинка канадских плакальщиков, как известно, называлась «Funeral» — в таком случае саундтрек к «Where the Wild Things Are» правильнее всего было бы озаглавить «Birthday».
К счастью, есть ребята типа скрипача и игрока на банджо Джейка Блаунта, который может ещё напомнить, что протест и отчаянное стремление к выживанию чёрной расы стояли в принципе у истоков всей афроамериканской музыки. Ещё до разбивки на блюзы, кантри и госпелы. И эта музыка была действительно подрывной.
«Дау» — это проект, к которому нужно подходить подготовленным во многих смыслах; его невозможно смотреть как без знания истории создания картины, кастинга актеров и выстраивания декораций, так и без рефлексии собственного опыта и максимальной открытости проекту. Именно так «Дау» раскроется вам во всей красе.