23 октября
20.10.2009 | Концерт
Новый бристольский звук во плоти«Фиолетовая троица» — так принято называть альянс Джокера с его земляками и ровесниками Джемми и Гвидо
«Пфффффффф». Именно так (ни одной буквой «ф» меньше) реагирует человек по прозвищу Джокер, когда его спрашивают, как он относится к тому, что его музыку обзывают злободневным словом «вонки». Сам 20-летний чернокожий талант, происходящий из города Бристоля, почему-то обозначает свои сочинения определением «фиолетовый». «Фиолетовая троица» — так принято называть альянс Джокера с его земляками и ровесниками Джемми и Гвидо; «Фиолетовое вау» — так называется его ключевой микс; ну и вообще — все у него как-то фиолетово.
Если для звуков все заинтересованные лица пытаются подобрать правильные слова — значит, эти звуки чего-то стоят, в эволюционном отношении по крайней мере. Презрительные гримасы в адрес слова «вонки» можно понять: им и правда озаглавили слишком много всего (от ломаного калифорнийского хип-хопа до проделок анонима Зомби); но факт — музыка, которую творят Джокер и его подельники, требует новых терминов. По идее, Джокера можно было бы счесть еще одним ловкачом от дабстепа, но дабстеп у него получается мутировавшим в какой-то совсем иной организм.
Его треки не столько давят, сколько шатаются, в них напрочь отсутствует тяжелый бас и присущий дабстепу снобизм: мол, слушать надо только на дорогой саундсистеме, а иначе ничего не понятно.
Здесь много воздуха; пунктирные восьмибитные мелодии преломляются, как в кривом зеркале; ритм спотыкается на неровной поверхности; эта музыка вообще скорее руководствуется не строгими законами жанра, а интуицией. Английская электроника всегда отличалась предельной локализацией, про каждый ее поджанр можно было сказать, на каком конкретном перекрестке какого мрачного района он зародился. Музыка Джокера сделана человеком, который провел детство, не слоняясь по злым улицам, а сидя с приставкой перед телевизором, и это, как ни странно, идет ей на пользу: не каждый способен увязать свой опыт с переживаниями трудного подростка из бристольского района Ноул-Вест (случай Трики, еще одного земляка Джокера) — но уж приключения голубого ежа-супергероя Соника точно представляет себе всякий человек соответствующей возрастной категории.
Немного странно, конечно, вписываться за 20-летнего парня, успевшего выпустить всего-то несколько синглов, и говорить, что вот это и есть та самая новая электронная музыка.
С другой стороны, в конце 80-х в том же Бристоле действовала похожая диджейская клика. Называлась она The Wild Bunch, и участвовали в ней люди с прозвищами 3Д, Дэдди Джи и Машрум, впоследствии собравшие группу Massive Attack. Ни на что не намекаю.
Песни челябинцев рассказывают о жизни провинциальных панков, откуда-то из центра России, зажатых между панельных домов под небом, задымленным заводами. Существуя в этих унылых урбанистических локациях, лирические герои не особо склонны тосковать по своей судьбе. Напротив, они “всегда молоды и вечно довольны”, лупят в дворовый футбол, носятся по улицам на великах и при первой возможности хватают рюкзаки, чтобы утопать в поход.
Якутская DIY-сцена, развивавшаяся изолированно от остального СНГ к настоящему моменту превратилась в нечто совершенно особенное. Первые же неряшливые риффы собрали раскисших вторничных посетителей в плотный комок, который бурлил без остановки до конца сета.