Коломенское
30.07.2009 | Концерт
Ска-энергияНа пикнике "Афиши"
8 августа 1992 года в России отмечали День физкультурника, Николь Кидман попала на обложку журнала Hello!, Стивен Патрик Моррисси имел неосторожность обернуться в британский флаг и был закидан пивными бутылками — а тихая жительница центра Лондона сообщила в полицию о землетрясении. Сейсмологи зафиксировали сотрясение почвы на уровне 4,5 баллов по шкале Рихтера. Но это был не природный катаклизм. Просто когда воссоединившаяся группа Madness заиграла в Финсбери-парке песню «One Step Beyond», 75 тысяч человек сделали «бум».
Про Madness принято первым делом говорить, что они были основными фигурами нового британского ска — и это действительно так.
Английский ска-ревайвл конца 70-х — едва ли не уникальный случай, когда копия оказалась лучше оригинала, громче, умнее и влиятельнее во всяком случае. Мозговитому постпанку черные и белые юноши из неблагополучных районов и трудных семей противопоставили телесность и грув — и Madness были если не пионерами этого отряда (этот титул все-таки следует присвоить The Specials), то его хедлайнерами. Они прямой ногой открыли себе путь в хит-парады, которые тогда еще имели значение; и ничего, что их первым шлягером стала чужая вещь, — для своего кумира Принца Бастера Madness сделали едва ли не больше, чем он для них. Они перевели на язык английской рабочей молодежи ямайский вайб и офф-бит. Они отбивались на концертах от нацистских приветствий, справедливо утверждая, что сами были скинхедами, когда бритая голова нисколько не подразумевала «зиг хайль». Пританцовывая, подпрыгивая, отбивая пружинистый ритм, они пели о внеплановой беременности, изъянах системы здравоохранения и потерянном детстве.
Почему-то реже вспоминают о том, что Madness фактически придумали новый тип британской поп-музыки.
Их альбомы первой половины 80-х — это ведь уже никакой не ска (хотя группа всегда сохраняла верность слабой доле), это куда больше напоминает Дэвида Боуи эпохи расцвета и, скажем, The Beatles (в том числе и качеством песен — см., например, «It Must Be Love»). Плоть от плоти Лондона, Madness блистательно озвучили британскую столицу с ее мешаниной культур, столетними традициями, редко выглядывающим солнцем, неотразимым акцентом и флегматичной иронией; трудно представить себе более уместный саундтрек для поездки на двухэтажном автобусе, чем какой-нибудь сборник их синглов. Это их интонации, их мелодика слышны во всех нынешних английских людях, с переменным успехом воплощающих в песни национальный характер, во всех этих Мистерах Хадсонах и Джаст Джеках. И
чертовски логично, что их последний альбом «The Liberty of Norton Folgate» (очень хороший, кстати) весь посвящен их родному городу, и еще более логично, что лучшая на нем песня обоснованно зовется «We Are London».
За месяц до концерта Madness в Москве я видел их на фестивале The Opener в Польше. Они начали с «One Step Beyond» — и люди единодушно сделали «бум». Они выглядели как денди 50-х годов — широкополые шляпы, разноцветные пиджаки; два вокалиста, Саггс и Смит, оба в черных костюмах, черных очках и черных бабочках, были похожи на жемчужных братьев. Они играли громко и весело, и в них совершенно не заподозрить было 50-летних мужчин при женах и детях. И Ли Томпсон непристойно подшучивал над напарниками, выбегал на авансцену и выдувал из саксофона тугие соло. И Карл Смит плясал танцы маленьких утят. И Саггс ругал климат родной страны так, что было ясно, насколько он ее любит. И были и камерная версия «My Girl», и пущенные подряд «Baggy Trousers», «Our House», «It Must Be Love», и новая песня про вечную молодость, ничуть не проигрывающая старым. И про Madness стало все как-то совсем понятно — гораздо лучше, чем из их лапидарных интервью. В конце концов, суть этой группы лучше всего сообщают мелкие детали ее биографии. Саггса одно время отстранили от дел, потому что репетициям он предпочитал просмотр матчей «Челси». Смит превратился в шоумена, потому что не хотел уходить со сцены в те моменты, когда ему нечего было делать. Однокашники, когда-то вместе разрисовывавшие граффити каждый свободный кирпич,
Madness сейчас — это несколько талантливых мужчин, которым весело вместе и которые попутно сочиняют великие песни и делают счастливыми тех, кто хочет на них посмотреть.
И еще: верите или нет, но ровно когда Madness зарядили «The Sun and the Rain», над Польшей пошел теплый летний ливень — и последняя его капля упала на финальных аккордах замыкавшей концерт «Night Boat to Cairo».
8 августа 2009 года в «Коломенском» несколько тысяч людей снова сделают «бум». Никуда не деться.
Песни челябинцев рассказывают о жизни провинциальных панков, откуда-то из центра России, зажатых между панельных домов под небом, задымленным заводами. Существуя в этих унылых урбанистических локациях, лирические герои не особо склонны тосковать по своей судьбе. Напротив, они “всегда молоды и вечно довольны”, лупят в дворовый футбол, носятся по улицам на великах и при первой возможности хватают рюкзаки, чтобы утопать в поход.
Якутская DIY-сцена, развивавшаяся изолированно от остального СНГ к настоящему моменту превратилась в нечто совершенно особенное. Первые же неряшливые риффы собрали раскисших вторничных посетителей в плотный комок, который бурлил без остановки до конца сета.