«Школа драматического искусства»
09.07.2009 | Концерт
ЗвуколюдиВладимир Тарасов представил в «Школе драматического искусства» композицию «Думая о Хлебникове»
Владимир Тарасов – барабанщик легендарного трио ГТЧ («Ганелин-Тарасов-Чекасин»), единственного коллектива советских времен навсегда вошедшего в историю мирового джаза благодаря созданной им и почти официально признанной даже в СССР новоджазовой школе, даже называвшейся тогда «вильнюсской» (хотя по иронии никто из ГТЧ не был родом из Литвы).
Уже тогда Тарасов славился своей коллекцией неофициального советского искусства. И уже в начале 1980-х годов фактически первым в Восточной Европе начал выступать и записываться с сольными проектами, которые с тех пор называет atto – акт, действие. И в самом деле иногда это и были разросшиеся до масштабов концерта джазовые соло- брейки, но чаще - перформансы (реже - хэппенинги), аудиоинсталляции в духе соц-арта – с электронными коллажами из советских песен, а иногда и с участием знаковых фигур советского андеграунда (от Ильи Кабакова до Дмитрия Пригова). Не так давно два CD-лейбла - московские «Длинные руки» и британский Leo Records (открывший для Запада советский новоджазовый андеграунд) совместно выпустили «полное собрание сочинений» Тарасова для ударных соло.
Показанная с аншлагом в «Школе драматического искусства» аудиовизуальная композиция открывала серию музыкальных проектов «Школы», которые представят уже в следующем сезоне музыканты из круга Анатолия Васильева (международное трио Jones, Jones с тем же Тарасовым, а также - его коллеги и единомышленники Марк Пекарский, Мирча Арделяну, Владимир Мартынов).
Название композиции «Думая о Хлебникове» - скорее, концептуалистское, чем музыкально-программное. Конечно, легко подставить под шаманские ритмы и вкрадчивые тембры перкуссии Тарасова хрестоматийные строки «Пинь, пинь, пинь»- тарарахнул зинзивер» или «Гзи-гзи-гзэо пелась цепь» (вообще часто используемый музыкантами текст). Тем более, что именно композиторы футуризма первыми ввели в музыку шумовые ударные соло. Именно тогда начинается и реальное взимопроникновение искуств: многие из музыкантов , как известно занимались и живописью, а литераторы и художники – музыкой. Жаль, у нас не сохранились (если вообще – делались) записи «зауми», которая вполне может рассматриваться и как музыка. И в композиции "Думая о Хлебникове" Тарасову приходится прокручивать историческую запись «Урсонаты» Курта Швиттерса, а не, скажем, Николая Кульбина, Владимира Баранова-Россинэ или Михаила Матюшина. Поразительно, но у американского современника Хлебникова футуриста-леттриста И. И. Каммингса тоже есть стихотворение «Кузнечик» и его тоже в последнее время регулярно озвучивает музыкальный неоавангард.
Но «ключом» к тарасовским «думам Хлебникове» служит концептуальный видеоряд его инсталляции :всего две фактически статичные «картинки» - во вступлении несколько рядов аккуратно раскрытых книг лишь со слегка трепещущими страницами, а потом - в течение всего вечера - одна, сильно увеличенная, но все равно с неразличаемым текстом. Количество книг на экране, соотношение шумов и тонов, ритмов и тембров и сам звуковой процесс - повод для нумерологических выкладок в духе самого Хлебникова.
Однако важнее другое: после периода постмодернистской вседозволенности (те же советские попурри в «Атто» с остроумным подзаголовком «Драмтеатр») явно в пику вседозволенности компьютерной наступает эпоха самоограничения. Одновременно с Тарасовым, например, аудиовизуальную инсталляцию «Тайная вечеря», выдаваемую за художественный фильм-балет некоего Арно Бушара, выпустил на диске саксофонист Джон Зорн. В совершенно неожиданном для него, лидера постмодернистского Даунтауна, минималистском стиле (правда, с типичными для Зорна гиньольными образами).
Тарасов вместе с Зорном, тоже вступил в пору самоограничений: никакой электроники, чистейшая акустика: все та же ударная установка с многочисленной перкусионной «мелочью» - звенящей, стрекочущей и певучей (да-да – певучей, когда из медных тарелок и гонгов звук извлекают скрипичным смычком). Плюс симфонические литавры, звуковая тайнопись которых совершенно не используется в джазе, даже самом новаторском.
У Тарасова же все идет в дело: хлебниковский Шаман встречается со своей Венерой, но с минмималистской повторяемостью. Что выводит на другого Хлебникова - автора текстов из однокоренных слов, которые предвосхищают минимализм, так же.как «Роза это роза» Гертруды Стайн. Впомните «О рассмейтесь,смехачи» или «Я любоч, любимый, любаной»
«Мы идем в населенные людьми звуки, - писал Хлебников - Скорее учитесь играть на ладах, Мы звуколюди, Скрипка у меня на плече!». Вот это на самом деле – программа тарасовских «дум», и он, говоря хлебниковскими словами, в который уже раз «чарует и чурается».
Песни челябинцев рассказывают о жизни провинциальных панков, откуда-то из центра России, зажатых между панельных домов под небом, задымленным заводами. Существуя в этих унылых урбанистических локациях, лирические герои не особо склонны тосковать по своей судьбе. Напротив, они “всегда молоды и вечно довольны”, лупят в дворовый футбол, носятся по улицам на великах и при первой возможности хватают рюкзаки, чтобы утопать в поход.
Якутская DIY-сцена, развивавшаяся изолированно от остального СНГ к настоящему моменту превратилась в нечто совершенно особенное. Первые же неряшливые риффы собрали раскисших вторничных посетителей в плотный комок, который бурлил без остановки до конца сета.