16 февраля участникам легендарного новоджазового трио «Ганелин-Тарасов-Чекасин» (сокращенно ГТЧ), действовашего 15 лет - с 1971 по1986 год в Вильнюсе, была вручена Литовская национальная премия в области культуры и искусства - самая высокая награда. На следующий день Трио выступило с концертом после 15-летнего перерыва. Любопытно, что предыдущее выступление также состоялось «по случаю» - Литовского дня на Франкфуртской книжной ярмарке и тоже после 15-летнего перерыва. Вообще, 2017 год для Трио год круглых дат: 45 лет со дня основания и 30 лет со времени его окончательного распада. Можно было бы поговорить о сакраментальном числе «15»,но это еще не все: двое из участников ГТЧ – Т (Тарасов и Ч (Чекасин) в этом году отмечают свое 70-летие. Владимир Чекасин – 24 февраля.
Вместо вступления
В декабре 1971 года в Москве появился Владимир Чекасин. Естественно, в составе трио с Вячеславом Ганелиным и Владимиром Тарасовым. Причем дуэт Ганелин-Тарасов успел произвести переполох в тогдашних джазовых кругах, в том числе и двумя концертами в столице. Но кто такой саксофонист Чекасин знала, да и то только по имени, та немногочисленная элита, которой удавалось подписаться на чехословацкий джазовый ежемесячник Melodie. В Праге в тот год проходил Конкурс молодых – до 25 лет - "джазменов из социалистических стран". И победил на нем …да-да, Владимир Чекасин. На третьей странице обложки Melodie даже была его фотография и информация о том, что лауреат фестиваля записал с другими его участниками пластинку. Состояла она из музыки самого победителя и одного стандарта «Summertime» (1)
1. Пластинка «В.Н.Чекасин и друзья. Встреча» вышла уже значительно позже и ограниченным тиражом. И - в отличие от восточноевропейской джазовой продукции в целом - в Советский союз не импортировалась https://www.youtube.com/watch?v=0WGOVx2y4u8
Хотя Чекасин, по сравнению с тем, каким джазовый мир узнал его позднее, играл и держался на сцене весьма академично, стало ясно, что в истории нашего - а, может, и мирового - нового джаза произошел настоящий переворот.
Дальнейшая пятнадцатилетняя история трио «Ганелин-Тарасов-Чекасин» - предмет отдельного разговора. Вот лишь один намек на ГТЧ как единое целое: эпизод, который начинается с 24:30 минуты на первом же альбоме Catalogue (Live In East Germany) фирмы Leo Records Он кочевал из одной программы ГТЧ в другую по мере надобности и, позднее, будет издан в другой версии на диске Encores. (2)
2. Издатель назвал этот диск, может быть, и остроумно Catch-33 (аллюзия к сатирическому роману Дж. Хеллера «Уловка-22» и его экранизации, но сама музыка этому названию явно сопротивляется
Или вот два трэка из лучшего, на мой взгляд, концерта ГТЧ – на Новосибирском симпозиуме 1978 года, получивший название «Poco a poco» на записанной пластинке. В двух этих как бы противопоставленных трэках особенно отчетливо проступает личность Владимира Чекасина: Poco 3 - хард-боп, сыгранный звуком Чарли Паркера с аллюзией к его блюзу Parker’s Mood иPoco 9 - настоящее лирическое откровение. О том, что Чекасин – выдающий лирик, обычно не задумываются те, кто знает его только по сценическим акциям. (3 -
https://www.youtube.com/watch?v=v1gh3MTSExA)
…Первые признаки того, что все трое из ГТЧ рано или поздно пойдут своим путем было очевидно уже с начала 1980-х. Документальное доказательство: двойной альбом советской фирмы «Мелодия» со звуковойхроникой фестиваля «Осенние ритмы-83»: первая пластинка заканчивается отрывком из выступления ГТЧ, вторая – нового квартета Владимира Чекасина. И еще год-другой Ганелин, Тарасов и Чекасин все больше играли в дуэтах и соло. И с собственными коллективами. А в 1986 году официально распались.
Сначала - ностальгия по единству.
То, что творчество Владимира Чекасина – это вся музыка мира в буквальном смысле слова, и услышать, и даже увидеть нетрудно: от нескольких фолк- проектов на самом разном этническом материале. включая, конечно, и русский и литовский – как же, как же, noblesseoblige: Чекасин – гражданин независимой Литвы, если кто не знает. Один такой фолк-проект в свое время раскрутила «Антропология» и даже в той вполне несуразной телетрансляции было слышно, что маэстро прекрасно слышит то общее, в науке даже говорят: архаическое, дофольклорное, что объединяет всю этнику.
Журналисты, конечно, ткнули пальцем в небо, но попали в точку, когда назвали Петра Мамонова – шаманом рок-музыки, а Чекасина - шаманом джаза. Чекасин даже изобразил «первобытное» горловое пение в «Гранд-сонате» с выдающимся академическим пианистом, одним из знаменитой музыкальной династии Генюшасов - Пятрасом. Не случайно же в проекте «Диверсии в классику» литовскому классику Чюрленису противопоставляется классик венгерский Барток. А Барток, как известно, весьма интересовался уральским происхождением своей нации…
Собственно, между этникой и классикой у Чекасина может быть вся музыка мира. Ну, скажем, такая же «праисторическая» как и баскский язык – музыка с баском Бенатом Ачиари или наши «Дворовые песни», так пока и не увидевшие света из-за того, что «Мелодия» вовремя не смогла наложить уличные шумы (4)
4. С начала 1990-х пластинка «Дворовые песни» впала в режим ожидания; а я даже успел опубликовать на них рецензию – по записи еще без этих самых шумов.
А с другой стороны, вполне академическое сочинение литовского мэтра Антанаса Рёкшаяся (1928-2003) «Солнечные узоры» для саксофона, ударных и струнного оркестра (с В.Тарасовым). На юбилейной Литуанике 2015 – это песни Бориса Гребенщикова, как бы внутренняя полемика с протагонистом - Анной Чекасиной (скрипка). Совсем недавно выяснилось, что Чекасин принимал участие и в исполнении «Свадебки» Игоря Стравинского в версии Дмитрия Покровского и его ансамбля…
Но между мифом и ностальгией по мифу лежит не только и даже, порой, нестолько музыка. Но и пластика - от пантомимы до танца модерн, мультимедиа и собственного пения. В сущности, об этом же говорит и сам маэстро Чекасин в свойственной ему дадаистской манере, чтобы не сказать – с иронией, когда называет свой проект «Скромное исследование извечных состояний художника». Ключевое слово здесь - извечные, каким бы ироничным оно не казалось. А извечен в нашей цивилизации (культуре?) только миф. Та «картина мира, которая складывается, вместе с языком (логосом) и пронизывает всю нашу историю» (Бронислав Малиновский). «Акции» Чекасина на музыкальной сцене – это «мифологики» (Клод Леви-Стросс); это превращение любого «сырого» в «приготовленное» ...
Я хорошо помню 1982 год: выступление «Аквариума» в московском «Эрмитаже». в ныне несуществующем зале МОМА где под видом разных творческих встреч могло проходить то, что больше не прошло бы нигде. Года за три до этого я сам, в то время аспирант кафедры зарубежных литератур МГУ, принимал участие в организации легендарного джем-сешн с трио Яна Гарбарека - уже тогда живого классика евроджаза. Но приехал он не как концертирующий музыкант высшей лиги, а … по академической линии: аккомпанировать чтениям какого-то норвежского поэта.
…К «Аквариуму» тогда подключилась Валентина Пономарева, замаскированная, как только можно, в длиннополый черный плащ, густой грим, темные очки - большинство публики ее не узнало. И – да! - маэстро Чекасин. В сером комбинезоне сантехника или электрика он появлялся откуда-то снизу - из люка на сцене или из глубины зала. Нарочито лишенный своих свойств «серый человек», этакий крысолов из Гаммельна со своей первобытной прамузыкой… (Исполняли, между прочим, и «Электричку» Виктора Цоя). Александр Липницкий вообще считает этот концерт рождением Поп-Механики.
Первобытное состояние синкретизма, когда искусства еще не отделены ни от всего остального познания, ни друг от друга. Именно это единство мира и восстанавливает Владимир Чекасин: так же, как на протяжении всей своей истории это пытается делать – опера. Недаром ее называют «синтетическим» жанром. И недаром театральная критика назвала один из последних крупномасштабных и тщательно разработанных в музыкальной партитуре проектов маэстро Чекасина арт-опера «Жизнь человека» по Леониду Андрееву труппы "Театр-Театр» - «тотальным театром» (хотя, кажется, определение это самим постановщикам не нравится). (5 -
https://www.youtube.com/watch?v=TpADCj7-rzk ) Но по идее все правильно: драматические актеры и поют, и танцуют (но это, все-таки, не мюзикл).
Да и сам Чекасин – весь такой: что нельзя сыграть будет им спето, сыграно мимикой, жестом, движением по сцене… Не случайно, Алексей Баташев определял амплуа ГТЧ так: «сказочный принц» – Тарасов (ударные - а ударники и правда, всегда в центре внимания, как говорится - по определению), «от автора» - почти резонер Ганелин и, наконец, …шут, почти что Иванушка-дурачок – Чекасин. Но – добавим - из тех шутов, чьими устами глаголет истина… И вообще: там, где в титрах значится Чекасин, там, казалось бы, даже его ремесло - за кадром и в кадре - всегда больше, чем просто музыка. Название «Такси-блюз» всем известно и говорит само за себя, к тому же автор музыки и сам появляется на экране. Как и «Посредник» - трехсерийный телефильм Владимира Потапова, созданный явно под влиянием «Сталкера» Андрея Тарковского.(6-Фильмы не забыты, с 1990-го года его повторял, кажется, телеканал «Культура» лет 10 назад.) И дело даже не в том, что среди персонажей в эпизодах вроде появляется некто – музыкант. А в том, что финальные титры разрываются продолжением лейтмотива из саундтрэка, но сыгранным квартетом маэстро Чекасина из музыкантов во фраках и цилиндрах, то есть стилизованных под некое кабаре-варьете. «Картину делает картиной рамка, её обрамляющая» (Э. Гуссерль).
(продолжение следует)