09.07.2009 | Город
Дом с кариатидамиУ московского Эрехтейона новые неприятности
В Москве множество “домов с кариатидами”, но знающему москвичу это словосочетание, скорее всего, напомнит о доме 7 в Печатниковом переулке. Его кариатиды самые залихватские, самые породистые; несколько чудаковатые, но совершенно очаровательные. Они служат не одним из элементов декора, а главным украшением фасада небольшого здания, делают его похожим на диковинную резную шкатулку. Уже несколько лет этот московский Эрехтейон стоит полузаброшенным, на прошлой неделе у него начались новые неприятности.
Этот дом (и образующий с ним неделимое целое № 5-й) воспет в сотнях живописных произведений, снялся во множестве кинофильмов.
Вы видели его в гайдаевской версии «12 стульев» — в крошечном особняке с разлапистыми кариатидами проживала Эллочка-людоедка. Замечательная прозорливость:
на самом деле Эллочка жила не здесь, а в близлежащем Варсонофьевском, но, если бы собралась выбирать дом по собственному вкусу, заказала бы что-нибудь именно такое, шикарное.
В основе дома 7 – послепожарный особняк купеческой жены Н.Ф. Золотарёвой, вскоре после строительства переделывавшийся для полковницы Елены Ждановой. В 1896 году участок приобрел карьерно продвинувшийся крестьянин Подольского уезда деревни Сафроновой П.С. Сысоев (на фасаде имеется роскошный картуш с вензелем «ПС»). Однако Сысоев был не франтом с претензиями, а весьма неплохим формовщиком и лепщиком, участвовал в оформлении интерьеров булочной Филиппова и гостиницы «Метрополь». Он перестроил дом при помощи архитектора Зубова, превратив его фасад в своеобразную витрину своего производства (оно располагалось во дворе усадьбы). Можно предположить, что обрамляемый кариатидами картуш изначально служил для размещения вывески.
Последние годы дом выглядел безжизненным, однако изредка в окнах загорался свет, окна и двери содержались в порядке. Но две недели назад
к нам поступил сигнал о том, что нижний этаж раскрыт навстречу всем бомжам и поджигателям (а как мы знаем из последних вердиктов московского правительства, подобные дома могут служить ещё и логовом мирового терроризма и посему уничтожаться без суда и следствия).
На следующий день активисты “Архнадзора” отправились в дом Сысоева, чтобы заколотить двери, но оказалось, что в дом уже въехали строители. Они отказались назвать координаты своего нанимателя, но пообещали, что портить ничего не станут, и разрешили осмотреть интерьеры парадного этажа здания.
Тут-то и стало очевидным, что витриной Сысоевского лепного производства был не только фасад его дома. Гостиная второго этажа, несмотря на свои скромные размеры, также украшена изобильнейшей, исключительно качественной лепниной (при этом надо помнить, что в комнатах ещё стояла соответствущая эпохе мебель). Единое пространство разбито на части широкой аркой, давая возможность представить в двух помещениях ещё более разнообразные образцы хозяйского производства. Помимо богатой стенной и потолочной лепнины, в комнатах сохранились четыре кафельные печи.
“Архнадзор” сообщил в Москомнаследия о появлении строителей (по счастью, дом Сысоева успел заблаговременно получить статус вновь выявленного объекта культурного наследия). Но в минувшее воскресенье мы вновь получили сигнал - о работах, полным ходом ведущихся внутри дома. Прибывшие на место представители “Архнадзора” обнаружили рабочих, разбирающих междуэтажные перекрытия дома. Выломаны перегородки вместе с лепными филенками, из-за этого лепной карниз, лишенный опоры, провис и дал трещины. Снесена печь на первом этаже, в результате чего голландка на втором подвисла в воздухе. Никаких разрешений на проведение работ у строителей, разумеется, не было.
Заботами пресс-службы Москомнаследия на место экстренно прибыла инспекция. Совместными усилиями инспекторов, активистов “Архнадзора” и приглашенных сотрудников милиции произведено первичное пресечение безобразия:
работы остановлены, рабочие удалены из здания, заколочены входы, подперт провисший карниз. Однако печь по-прежнему висит в воздухе…
В настоящее время Москомнаследия пытается выяснить личность инициаторов погрома и обстоятельства их появления на памятнике.
Тем временем не оставляет беспокойство за судьбу кровного брата дома Сысоева - соседнего №5, построенного в 1892 году для некоего К.В.Кирхгофа. Третьего февраля его статус рассматривался экспертным советом Москомнаследия. Комиссия подавляющим большинством голосов высказалась за то, что дом достоин присвоения звания объекта культурного наследия. Однако в присланной нам вчера выписке из протокола почему-то говорится о принятом решении “отнести дом 5 к исторически ценным градоформирующим объектам”. К сожалению, этот статус в настоящее время не является серьёзной помехой для сноса здания. Утрата 5-го дома почти наверняка повлечет за собой и потерю опирающегося на него полудеревянного дома с кариатидами…
После позорной утраты мемориального дома №3 осенью прошлого года спасение остатков архитектурного комплекса на склоне Печатникова переулка становится делом чести не только для Москомнаследия, но и для всех людей доброй воли.
Снос во Владивостоке «архитектурного» корпуса Политехнического института, который начался в декабре 2018 года, стал поводом для одной из самых громких дискуссий об архитектуре в городе. Причина для сноса – строительство межмузейного комплекса, среди участников проекта называют Третьяковскую галерею, Мариинский театр, Русский музей, а также Эрмитаж и Музей Востока.
Но вот газета РБК публикует сенсационное расследование, из коего следует, что Москву затопило не даром, а за довольно крупные деньги. На улицах, где произошел потоп, был только-только проведен капитальный ремонт ливневой канализации.